Звуковая дыхательная гимнастика. Звуковая гимнастика при бронхиальной астме


Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания

YouTube Instagram

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучение рациональному дыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звуки

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

1-е занятие:

Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.

2-е занятие:

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

Упр. 2. Закрытый стон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.

Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

3-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

4-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.

Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

5-е занятие:

Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.

Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

6-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

10-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку. YouTube Instagram

www.sb.by

Звуковая гимнастика: упражнения

Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.

Польза упражнений

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

  1. Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
  2. Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
  3. Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
  4. Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.
  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.

elaxsir.ru

Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких

Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких

Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.

 При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать, и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.

 С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.

Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

 Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные (п, т, к, ф, с), так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.

 Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.

 Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.

 При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

 Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.

 Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.

Примите исходное положение — сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:

 вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду, выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.

 Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.

 Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.

 Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.

Полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день:

пффф – три раза;

 ммм – три раза и пффф – один раз;

 бррух – три раза и пффф – один раз;

вррух – три раза и пффф – один раз;

 шррух – три раза и пффф – один раз;

 зррух – три раза и … — пффф – один раз;

 врррт – три раза и пффф – один раз.

 Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.

Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.

 Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.

 На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.

 В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф.

 Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол.

 При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи;

при звуках б, г, д, в, з – средняя;

 при звуках м, к, л, р – наименьшая.

На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки.

 Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.

 Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа.

 При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.

 При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь со своими друзьями и знакомыми, кликнув по кнопкам. Я буду вам благодарна! Спасибо! 

Поделиться ссылкой:

Похожее

magnitiza.ru


Смотрите также