Болезнь с позиции Аюрведы. Причина астмы по аюрведе


Болезнь с позиции Аюрведы

Болезнь с позиции Аюрведы

Болезнь с позиции Аюрведы

Болезнь с позиции Аюрведы. Что такое здоровье? Что такое болезнь? Являются ли они просто делом случая, в зависимости от того, с какими бактериями доведется столкнуться в повседневной жизни? Как сохранить хорошее здоровье и не болеть? Именно эти вопросы находятся в центре внимания аюрведической традиции. Ответы на них опираются на глубокое понимание жизни и практический опыт многих поколений. Накопленные знания помогают как предотвращать развитие болезни, так и излечивать ее, если она возникает.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ по Аюрведе

 

Согласно Аюрведе, здоровье — это не просто отсутствие болезни, это равновесие тела, ума и сознания.

 

Здоровье — это уравновешенное состояние трех телесных субстанций (дош), семи тканей (дхату), трех видов отходов (мал) и метаболического огня (агни), в сочетании с ясностью и равновесием чувств, ума и духа.

 

Вы уже познакомились с тремя дошами — биологическими субстанциями, или принципами, которые управляют всей активностью в организме — ватой, принципом движения, питтой, энергией пищеварения и обмена веществ, и капхой — принципом смазки и структуры. Равновесие этих трех дош поддерживает здоровье, нарушение равновесия ведет к болезни.

 

Дхату — это ткани тела. Они образуют структуру тела и отвечают за деятельность различных органов и систем. Дхату последовательно формируются из питательных веществ в следующем порядке:

 

Раса (плазма или цитоплазма) содержит питательные вещества, полученные из переваренной пищи, и впоследствии питает все ткани, органы и системы.

 

Ракта (кровь) заведует окислением во всех тканях и органах и таким образом поддерживает жизнь в теле.

 

Мамса (мышцы) укрывает жизненно важные органы, осуществляет двигательные функции и поддерживает физическую силу тела.

 

Меда (жир) обеспечивает смазку тканей и служит изоляционным материалом для сохранения тепла в теле.

 

Астхи (кости и хрящи) поддерживает структуру тела.

 

Маджа (костный мозг и нервы) заполняет пространство костей, переносит сенсорные и двигательные импульсы и облегчает коммуникацию между органами и клетками тела.

 

Шукра и артава (мужская и женская репродуктивные ткани) содержат чистую сущность всех тканей тела и могут создавать новую жизнь.

 

Каждая дхату зависит от предыдущей. Если питательные вещества, поступающие с пищей, оказываются неадекватными, или если в какой-либо дхату возникают проблемы, все последующие дхату не будут получать должного питания, в результате чего пострадают соответствующие ткани и органы. Поэтому для хорошего здоровья необходимо, чтобы все семь дхату надлежащим образом формировались и выполняли свои функции.

 

Три вида отходов (мала) — это кал, моча и пот. Тело должно быть способно производить их в надлежащих количествах и своевременно удалять через соответствующие пути.

 

Агни — это метаболический огонь, тепловая энергия, которая управляет обменом веществ. Его можно соотнести с ферментами и метаболическими процессами, ответственными за расщепление, переваривание, всасывание и усвоение пищи. Агни обеспечивает питание тканей и дает силу иммунной системе. Он разрушает микроорганизмы, чужеродные бактерии и токсины в желудке и кишечнике. Это важнейший фактор для сохранения хорошего здоровья.

 

АГНИ

 

Болезнь с позиции Аюрведы В Аюрведе есть поговорка, что человек стар настолько, насколько стар его агни. Как пишет Чарака, один из великих классиков аюрведической медицины:

 

«Продолжительность жизни, здоровье, иммунитет, энергия, обмен веществ, физическая сила, энтузиазм и сила духа — все они зависят от агни. Человек живет долго и счастливо, если агни функционирует как следует, заболевает, если его действие расстраивается, и умирает, когда этот огонь угасает. Надлежащее питание тела, дхату, оджаса и т. д. зависит от правильного функционирования агни в процессе пищеварения».

 

«Пять видов агни, соответствующие эфиру, воздуху, огню, воде и земле, переваривают соответствующие им компоненты пищи.Таким образом сбалансированный агни правильно преобразует правильно выбранную и в должное время потребляемую пищу и тем самым способствует здоровью.»

 

«Тонкая энергия агни преобразует безжизненные молекулы пищи, воды и воздуха в сознание клетки»

 

Агни поддерживает жизнь и жизнеспособность. Человек, наделенный адекватным агни, живет долго и отличается прекрасным здоровьем. Но когда агни ослабевает из-за нарушения равновесия дош, это пагубно влияет на обмен веществ. Сопротивляемость организма, иммунитет и самочувствие ухудшаются. Когда этот жизненный огонь угасает вовсе, наступает смерть.

 

Наряду с соматическими факторами чувства, ум и дух играют чрезвычайно важную роль в поддержании хорошего здоровья. Когда все они уравновешены, это порождает состояние, именуемое свастха, что означает «совершенное внутреннее счастье».

 

Это состояние счастья можно создать и поддерживать путем здорового образа жизни, то есть живя в гармонии с природой и в соответствии с требованиями своей конституции. Правильное питание, правильные упражнения, гармоничные взаимоотношения, положительные эмоции и упорядоченный распорядок дня — все это укрепляет здоровье. С другой стороны, неправильное питание, неадекватные упражнения, проблемы в отношениях с другими людьми, отрицательные или подавляемые эмоции и беспорядочный режим дня могут стать причиной болезни, поскольку при таком образе жизни расстраивается равновесие дош, ослабляются агни и дхату.

 

ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

 

Болезнь не возникает внезапно. Существует прямая причинно-следственная связь между влияющими на нас факторами и результатами их действия. Причина скрывает в себе следствие, а следствие — это раскрывшаяся причина. Причина подобна семени, в котором скрыто еще не проявившееся дерево. Дерево — это проявленное качество семени. Здоровье — это следствие здорового образа жизни и здоровых привычек, а болезнь — это «дерево», произрастающее из нездоровых привычек.

 

Чтобы прийти к пониманию болезни и ее причин, необходимо изучить как самого пациента, так и его окружение. Важно знать, где он родился и вырос и когда у него начались неприятности со здоровьем. Также важно знать климат, обычаи, распространенные в этом месте заболевания, диету, привычки, симпатии и антипатии, силу пациента, состояние его ума и т. п.

 

Из этого перечня видно, какое огромное количество разнообразных факторов постоянно воздействуют на наше здоровье. Давайте рассмотрим некоторые из них.

 

ПОДОБНОЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ПОДОБНОЕ

 

Первый принцип, важный при рассмотрении потенциальных причин болезни, гласит: «Подобное увеличивает подобное». Каждую дошу увеличивают те факторы (пища, погода, время года и т. д.), которые обладают сходными с ней качествами. Так, сухая пища, сухофрукты, бег, прыжки, постоянная спешка и слишком напряженная работа возбуждают в организме вату. Острая или пряная пища, плоды цитрусовых, ферментированные продукты (продукты, полученные в результате деятельности пищевых ферментов, например квашеная капуста, сыр, тофу, соевый соус, вино, мед) и жаркая влажная погода вызывают избыток питты. Холодная, пасмурная и мокрая погода, молочные продукты, пшеница и мясо, а также бездеятельность увеличивают капху.

 

Для уравновешивания действия принципа «подобное увеличивает подобное» используется второй принцип: «противоположности уменьшают или уравновешивают друг друга». В этом ключ к исцелению.

 

Как правило, пракрити человека показывает, к каким заболеваниям он более предрасположен. Например, люди с питта-конституцией обычно страдают болезнями питта-типа. Однако такая связь не является неизбежной. Человек с вата-конституцией, который ест много горячей острой пищи, употребляет алкоголь, лежит на солнцепеке, курит сигареты и подавляет свой гнев, определенно наживет себе болезнь питта-типа. Если же он будет есть конфеты, печенье, мороженое и другие молочные продукты и подвергаться действию холодной погоды, он увеличит вероятность застойных расстройств капха-типа.

 

ПИЩА И ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ

 

Употребление той пищи, которая подходит для вашей пракрити, способствует сохранению жизненной силы и равновесия, тогда как неподходящая пища нарушает равновесие дош, что является первым шагом в развитии заболевания.

 

Острая пища, цитрусовые и другие кислые фрукты, а также алкоголь увеличивают теплоту и кислотность в организме, что неблагоприятно для человека с питта-конституцией. При вата-конституции трудно перевариваются и будут возбуждать вату сухофрукты и многие бобовые. Возбуждают вату и салаты из сырых овощей, поскольку они, как правило, холодные и обладают вяжущим вкусом. У капха-индивида молочные продукты, холодные напитки и пища, жаренная во фритюре, определенно способствуют возбуждению капхи. Поэтому вата-индивид, употребляющий ватагенную пишу, питта-индивид на питтагенной диете и капха-индивид — на капхагенной явно создают дисбаланс в своем организме и условия для ухудшения здоровья.

 

Неправильные сочетания продуктов, несвежая пища, пища с синтетическими добавками, неправильный режим питания, например привычка наедаться на ночь или есть в спешке, также способствуют нарушению равновесия и ведут к плохому пищеварению и слабому здоровью. Таким образом, неправильное питание — это одна из главных потенциальных причин плохого здоровья, и наоборот, соответствующее индивидуальной конституции питание служит одним из главных способов сохранять уравновешенность дош и взять под контроль свою жизнь.

 

ВРЕМЕНА ГОДА

 

В Аюрведе времена года классифицируются согласно преобладающей в них доше. В холодную, ветреную и сухую осеннюю погоду преобладает вата, затем ее сменяют темные, тяжелые, сырые и пасмурные капха-качества зимы. Ранней весной по-прежнему преобладает капха, но по мере приближения лета прибывающие тепло, свет и яркость проявляют качества питты, которые достигают максимума в середине лета.

 

Каждый из этих сезонов создает определенные проблемы для здоровья. Доша, преобладающая в данное время года, имеет тенденцию накапливаться в организме и возбуждаться, особенно у людей, в конституции которых она преобладает. Поступая разумно, можно избежать ее накопления и возбуждения.Например, осень и начало зимы обычно увеличивают вату, поэтому людям с вата-конституцией в это время нужно есть теплую пищу, тепло одеваться, избегать холодных (охлаждающих) блюд и напитков и стараться не выходить из дома в плохую погоду. В противном случае у них могут развиться болезни и недомогания вата-типа вроде запоров, бессонницы или ишиаса. Если питта-индивиды хотят избежать гневливости, сыпи, крапивницы или поноса, им нужно пребывать в прохладе летом, избегать острой пищи, перенапряжения и длительного пребывания на ярком солнце. Капха-индивидам следует быть осторожными в разгар зимы и ранней весной, чтобы избежать простуды, кашля, аллергий и заболеваний носоглотки в эту сырую, холодную и тяжелую погоду.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ и Аюрведа

 

Физические упражнения — это еще один фактор, который способен оказывать глубокое влияние на здоровье как в лучшую, так и в худшую сторону. Регулярные упражнения улучшают кровообращение и повышают силу, выносливость и сопротивляемость организма. Они помогают расслабляться и хорошо спать, благотворно действуют на сердце и легкие, необходимы для хорошего пищеварения и удаления отходов, помогают телу избавляться от токсинов посредством потоотделения и глубокого дыхания. Упражнения помогают быстрее сжигать калории и потому хороши для похудения и поддержания постоянного веса. Кроме того, они делают ум бодрым и сообразительным, обостряют восприятие.

 

С другой стороны, недостаток или переизбыток упражнений или выполнение упражнений, которые не годятся для вашей конституции, может привести к ослаблению здоровья.

 

Отсутствие упражнений рано или поздно приводит к потере силы и гибкости и сделает человека более восприимчивым ко многим заболеваниям, например диабету, гипертонии, остеопорозу и болезням сердца.

 

Умеренное пропотевание помогает удалять токсины, уменьшает количество жира и дает хорошее самочувствие. Однако перенапряжение может стать причиной обезвоживания, одышки, болей в груди или мышечных болей и в конечном счете приводит к артриту, радикулиту или нарушению сердечной деятельности.

 

Упражнения на растяжения и некоторые аэробные упражнения полезны при всех типах конституции, однако количество и интенсивность упражнений должны соответствовать конституции. Капха-индивидам можно тренироваться наиболее напряженно, люди с питта-конституцией способны справиться с умеренным количеством упражнений, а тем, кто относится к вата-типу, требуются щадящие нагрузки. Хотя подвижных вата-индивидов и привлекают активные виды спорта, для них полезнее более спокойные упражнения, например упражнения на растяжение и ходьба. Им не следует упорствовать в беге трусцой, быстрой езде на велосипеде, аэробике и даже быстрой ходьбе, которые хороши для питта- и капха-типов. Капха-индивиды наименее склонны заниматься упражнениями, предпочитая ничего или почти ничего не делать, однако для них упражнения особенно важны, поскольку при их отсутствии они набирают вес, а в эмоциональном плане чувствуют тяжесть и отупение.

 

Здесь мы снова видим, что знание собственной конституции и некоторой важной информации дает нам возможность выбора — сохранить ли крепкое здоровье или стать жертвой нарушения равновесия и болезни.

 

ВОЗРАСТ

 

В Аюрведе время жизни человека подразделяется на три этапа. Для каждого из этапов характерны определенные заболевания. Детство — это период капхи. Тело ребенка растет, формируется его структура, потому в нем преобладает капха.

 

У детей мягкие и нежные тела (качества капхи), им нужно больше сна, чем взрослым, и они восприимчивы к заболеваниям капха-типа вроде простуды и застойных явлений.

 

В зрелости более отчетливо проявляются свойства питты. Взрослым, больше чем детям, присущи соревновательный дух, агрессивность и честолюбие, они напряженно работают, меньше нуждаются в сне и оказываются жертвами расстройств питта-типа, например гастрита, колита, язвы желудка.

 

Старость — период ваты. Старые люди спят еще меньше, и сон у них прерывистый. У них часто бывают запоры, поскрипывающие суставы, дегенеративные расстройства типа ревматоидного артрита, плохая память — все это характерные проявления избыточной ваты.

 

Таким образом, возраст является фактором, который следует принимать во внимание при выборе мер, предпринимаемых для сохранения дош в равновесии. Например, людям преклонного возраста следует воздерживаться от занятий энергичными упражнениями, свести к минимуму поездки и другие факторы, увеличивающие вату. Им нужно отдавать предпочтение уравновешивающей вату диете — употреблять больше теплой и влажной пищи, больше масла и меньше салатов и сушеных фруктов.

 

УМСТВЕННЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ по Аюрведе

 

Жизнь — это единство тела, ума и сознания, поэтому и здоровье, и болезнь имеют как физические, так и психические корни. Болезнь может начинаться в умственной и эмоциональной сфере и затем воздействовать на тело — дисбаланс в уме создает дисбаланс в теле. В равной мере физические расстройства и дисбалансы могут порождать психические заболевания. Поэтому в Аюрведе тело и ум не рассматриваются по отдельности.

 

Каждое восприятие, мысль, чувство или эмоция — будь она положительной или отрицательной — это биохимическое событие, которое влияет на доши и оказывает воздействие на клетки, ткани и органы тела. Страх, гнев, скорбь, ненависть, зависть, чувство собственничества и другие отрицательные эмоции расстраивают равновесие дош. В то же время, когда доши выведены из равновесия, они дают начало этим же эмоциям или усугубляют их.

 

С увеличением ваты связаны тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль.

 

С увеличением питты связаны гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность, перфекционизм и потребность контролировать ситуацию.

 

С увеличением капхи связаны алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия.

 

Эмоции обладают сродством к определенным органам: скорбь и печаль — к легким, гнев — к печени, ненависть — к желчному пузырю. Почки могут стать средоточием страха, а сердце (как и легкие) — обителью скорби и печали. Нервозность связана с толстой кишкой, привязанность — с селезенкой, а желудок является местопребыванием волнения и соблазна.

 

Как мы уже говорили, эмоции имеют не только психический, но и соматический аспект. Эмоции — это реакции на различные ситуации. Если мы не понимаем свои эмоции и ясно не осознаем их развитие от возникновения до угасания, они оказывают вредное воздействие на соответствующие органы, вызывая стресс и создавая «дефектное пространство» (кхаваигунья) — место возможного возникновения будущего заболевания.

 

СТРЕСС

 

Как в современной медицине, так и в Аюрведе стресс рассматривается как фактор, вызывающий заболевания.

 

Упорядоченный распорядок дня, хорошее питание, положительные эмоции и добрые взаимоотношения дают силу и здоровье.

 

Ночные бдения, употребление малопитательной или не подходящей по конституции пищи, частые путешествия, перегрузка ума или чрезмерная стимуляция чувств, подавление отрицательных эмоций, нездоровые напряженные отношения с другими людьми — все это вызывает стресс в уме и теле. Кроме того, содержащиеся в пище, воде и воздухе токсины, чрезмерный шум и множество других факторов окружающей среды также порождают стресс.

 

Стресс является главным болезнетворным фактором во многих заболеваниях, в частности аллергии, астме, герпесе, нарушениях сердечной деятельности.

 

Стресс возбуждает доши и в зависимости от конституции человека может создавать дисбаланс ваты, питты или капхи. У людей вата-типа могут развиваться состояния, связанные с ватой, например тревога или страх. У питта-индивидов реакция на стресс может проявляться в форме гнева, или же они могут страдать гипертонией, язвой желудка с повышенной кислотностью, язвенным колитом и другими заболеваниями питта-типа. Капха-индивиды при стрессе склонны без конца что-то есть.

 

ЧРЕЗМЕРНОЕ, НЕДОСТАТОЧНОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

 

Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией и дают огромное удовольствие. Чувства вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха питают нас повседневным опытом, и мы можем исцеляться с помощью сенсорной терапии — лечения запахом, цветом, мантрами и другими целительными звуками, массажем, а также вкусовым воздействием трав и пищи.

 

Но поскольку восприятия, мысли и чувства — это не только психические переживания, по и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.

 

Перегрузка органов чувств переутомляет нервную систему. Возьмем простой пример — длительное воздействие яркого света травмирует сетчатку и переутомляет зрительный нерв, ведет к возбуждению питты, и потому у человека рано или поздно ухудшается зрение или возникают симптомы воспаления нерва. Продолжительное воздействие громкой музыки или громких звуков травмирует и ослабляет барабанную перепонку и другие части органа слуха. Если это происходит часто, можно даже оглохнуть. Кроме того, громкие звуки возбуждают вату, что приводит к таким расстройствам вата-типа, как артрит и дегенеративные изменения суставов и костей. Долгое загорание переутомляет чувство осязания, возбуждает питту и может вести к раку кожи.

 

Небрежно относиться к органам чувств — значит неправильно их использовать, например читать текст с очень мелким шрифтом, долго смотреть в телескоп или микроскоп (это переутомляет глаза), читать лежа (это меняет угол зрения и перенапрягает глазные мышцы). Все это в конце концов приводит к расстройствам вата- или питта-типа. Употребление пищи в неподобающих количествах, например избыток горячих, острых, возбуждающих блюд или, наоборот, употребление только пресной, безвкусной пищи, — это небрежное отношение к органу вкуса. Громкие шумы в телефонной трубке и длительные разговоры по телефону возбуждают вату. Восприятие извращенной чувственной информации, например просмотр фильмов со сценами насилия, — это также пример неправильного использования органов чувств.

 

Использовать органы чувств с недогрузкой — значит не воспринимать с полным вниманием, игнорировать воспринимаемое или не использовать в полной мере возможности нашего изумительного сенсорного аппарата. Это может приводить и к несчастным случаям. В современной медицине известны такие болезненные состояния, как сезонное аффективное расстройство — разновидность депрессии, поражающая людей, которые зимой не получают достаточно солнечного света, «комнатная горячка» — дискомфорт и беспокойство, возникающие при длительном пребывании в помещении. Продолжительное голодание, когда имеет место недогрузка органа вкуса, возбуждает вату.

 

СЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ МУДРОСТИ

 

Чаще всего мы заболеваем из-за того, что пренебрегаем собственными знаниями или мудростью. Понимание своей пракрита, своей психобиологической конституции — это процесс самопознания, это, в частности, осознавание того, как определенная пища может нарушать равновесие в уме и теле и вести к болезни, в то время как другая пища способна уравновешивать и придавать силу. Мы можем использовать эти знания, чтобы оставаться здоровыми.

 

И тем не менее мы зачастую следуем минутному побуждению и выбираем пищу, которая создает нам проблемы.

 

Если домохозяйка, зная, что в ее конституции преобладает питта, готовит на завтрак горячую острую пишу, а затем проводит знойный летний день, работая в саду, то она пренебрегает собственной мудростью и создает себе проблемы.

 

Все мы являемся частью Космического Сознания, всепроникающего разума, который организует всю природу. Этот разум — внутри нас, поэтому, следуя проверенным временем принципам Аюрведы и прислушиваясь к собственной интуиции относительно того, что для нас больше подходит, мы можем жить в гармонии с природой.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

 

Наша жизнь пронизана взаимоотношениями. Мы взаимодействуем с Землей, Луной, Солнцем, с воздухом, которым мы дышим, с водой, которую пьем, и с пищей, которую едим. Мы связаны со своими друзьями, родителями и детьми, с супругами, с коллегами, со своим телом, со своими мыслями и чувствами, с работой и банковским счетом. Взаимоотношения занимают самое главное место в нашей повседневной жизни.

 

Нередко мы превращаем личные отношения в своего рода игру и оказываем силовое давление для того, чтобы управлять другими людьми. И тогда отношения становятся полем битвы, а не любовными узами. Когда в отношениях проявляются отрицательные эмоции, например злопамятность, гнев, страх, тревога или осуждение, обратите внимание на эти чувства. Не судите других и самого себя. Если ваш супруг говорит что-то, отчего вы чувствуете обиду или гнев, прислушайтесь к себе, чтобы услышать, что говорят вам ваши мысли и чувства. Будьте искренними — из искренности рождается ясность.

 

Когда в период кризиса в отношениях не хватает ясности, чувства подавляются и общение прекращается, тогда нарастает стресс и это становится одной из причин болезни. Стресс расстраивает нашу внутреннюю биохимию, доши выходят из равновесия, и «семена» болезни падают в благодатную почву.

 

Наши взаимоотношения — между мужем и женой, братом и сестрой, родителем и ребенком — должны быть абсолютно ясными. Ясность отношений рождает сострадание, а сострадание — это и есть любовь. Можно сказать, что любовь — это ясность, это ключ к успешным взаимоотношениям.

 

Если вы оглянетесь на десять факторов, рассмотренных в этом разделе, то увидите, что выбор, будут они создавать дисбаланс или нет, в значительной степени находится в ваших руках. Это справедливо даже в отношении таких неуправляемых факторов, как погода и времена года: если на улице холодно, вы можете потеплее одеваться, а если жарко — относиться ко всему спокойно и оставаться в тени.

 

КАК РАЗВИВАЕТСЯ БОЛЕЗНЬ по Аюрведе

 

Согласно Аюрведе, болезнь — это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. Этот процесс тщательно изучен и его стадии детально описаны.

 

Процесс заболевания начинается с нарушения равновесия дош. Временные нарушения равновесия — обычное дело, и они вполне естественны. Проблемы возникают в том случае, если вовремя не исправить возбужденное состояние. При нормальном течении событий доши претерпевают трехстадийный цикл изменений: от накопления к возбуждению и затем к успокоению. Например, питта начинает нарастать и накапливаться в конце весны. Она возбуждается в жаркие летние месяцы и естественным образом успокаивается с наступлением прохладной осенней погоды.

 

Если увеличенная доша не успокаивается естественным образом в результате смены времен года, то она претерпевает дальнейшие изменения и результатом этого может стать болезнь. Если человек с вата-конституцией поздней осенью испытывает некоторое увеличение ваты из-за сухой, холодной и ветреной погоды, но вскоре после этого равновесие приходит в норму, то заболевание не разовьется. Он может содействовать процессу восстановления равновесия, например, употребляя влажную, согревающую пищу и тепло одеваясь в ветреную погоду.

 

Если вата остается в возбужденном состоянии, она проникает в систему кровообращения и в глубокие соединительные ткани, где вызовет патологические изменения. Будет развиваться заболевание.

 

Болезнь подобна ребенку. Она по-своему рождается в теле, в соответствии с процессом, именуемым сампрапти (патогенез, букв, «рождение боли»). Рассмотрим вкратце, как это происходит.

 

1. НАКОПЛЕНИЕ

 

Из-за различных факторов, таких как диета, погода, время года, эмоции и т. д., доши начинают накапливаться в соответствующих им областях тела: вата — в толстой кишке, питта — в тонком кишечнике, капха — в желудке. Это самая ранняя стадия, на которой можно устранить любое зарождающееся нарушение здоровья. Уже на этой стадии опытный аюрведический врач способен почувствовать дисбаланс в вашем пульсе, и, быть может, вы и сами сумеете его обнаружить.

 

Накопление ваты может проявляться в виде запора, вздутия живота или газов в толстой кишке. Нарастание питты может ощущаться как жар в пупочной области, и его можно заметить по слегка желтоватому оттенку белков глаз или темно-желтому цвету мочи. Это сопровождается сильным голодом и тягой к сладкому. О накоплении капхи свидетельствует чувство тяжести, апатия и потеря аппетита.

 

На этой стадии человек еще вполне здоров, и при увеличении доши телесный разум создает отвращение к причинному фактору и стремление к противоположным качествам, которые могут восстановить равновесие. Например, если вы три дня подряд ели мороженое и в теле увеличилась капха, мысль о том, чтобы съесть еще мороженого, вряд ли будет вас привлекать — скорее, ваше тело будет стремиться к горячей и острой пище, которая будет противодействовать капхе и «сожжет» се. Следует прислушиваться к мудрости тела и не продолжать увеличивать дисбаланс.

 

2. ВОЗБУЖДЕНИЕ

 

Накапливающаяся доша продолжает нарастать в соответствующей области организма. Капха до краев наполняет желудок, питта — тонкий кишечник, вата — толстую кишку. Затем накопившаяся доша распространяется из места своего накопления. Капха пытается подняться в легкие, питта — в желудок и желчный пузырь, а вата — проникнуть в боковые отделы живота.

 

Эту стадию вы можете почувствовать. Например, если вы съели слишком много пищи капха-типа в субботу вечером, то в воскресенье утром можете почувствовать тяжесть в животе и подумать: «Возможно, мне стоит сегодня поголодать или поесть совсем немного». Но вас приглашают на воскресный обед, и вы снова наедаетесь до отвала. На следующий день у вас может начаться кашель или появиться ощущение застоя в легких, поскольку капха начинает подниматься вверх. Избыток питты на второй стадии может вызвать изжогу, повышение кислотности в желудке и даже тошноту. Вышедшая за пределы толстой кишки вата может вызывать боль в боках или пояснице и одышку.

 

Согласно аюрведической медицине, заболевание можно лечить на любой стадии, но для каждой стадии необходимо свое лечение. На первых двух стадиях человек может самостоятельно повернуть процесс вспять, применяя принцип противоположных качеств и используя подходящие домашние средства. Но когда болезненный процесс выходит за пределы желудочно-кишечного тракта и вступает в третью стадию, его уже сложнее скорректировать и необходима квалифицированная медицинская помощь.

 

3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ

 

Доша начинает распространяться из места своего накопления, поступая в кровоток и общую систему циркуляции тела. Теперь процесс заболевания уже достиг такого этапа, когда одного лишь устранения причинного фактора будет недостаточно. Необходима очистительная программа — панчакарма или аналогичные очистительные мероприятия, для того чтобы вернуть доши в соответствующие им области желудочно-кишечного тракта и затем вывести их избыток из организма.

 

4. ОТЛОЖЕНИЕ

 

Возбужденная доша проникает в органы, ткани или системы, которые оказались ослабленными из-за прошлой травмы, генетической предрасположенности, эмоциональных стрессов, подавленных эмоций или других факторов. Например, курение сигарет создает слабость в легких, употребление чрезмерного количества сахара создает слабость в тканях поджелудочной железы и в клетках крови, и так далее. Эти слабые области можно сравнить с выбоинами на ровной дороге.

 

Поступающая в ослабленный орган (ткань, систему) избыточная доша вызывает замешательство клеточного разума в нем, что приводит к отклонению от нормы в его функционировании. Качества избыточной доши, соединяясь с качествами органа, создают измененное его состояние. Таким образом «семена» болезни дают первые всходы.

 

Вплоть до этого момента заболевание еще не проявилось внешне, но его может обнаружить опытный врач или распознать сам больной по нарушениям равновесия дош наподобие тех, о которых упоминалось выше. Внимательный человек способен чувствовать едва заметные изменения в соответствующих частях своего тела. Если это состояние не прервать на данном этапе, то оно разовьется в проявленное заболевание.

 

5. ПРОЯВЛЕНИЕ

 

На этой стадии симптомы действительной болезни выходят на поверхность, и человеку становится ясно, что он заболел. «Семена» болезни прорастают и проявляются в пораженном месте, будь то легкие, почки, печень, суставы, сердце, мозг или какой-то другой орган.

 

6. ИЗМЕНЕНИЯ В КЛЕТКАХ, ВЕДУЩИЕ К СТРУКТУРНЫМ НАРУШЕНИЯМ

 

Теперь патологический процесс окончательно развился, и болезнь проявляется в полной мере. В пораженном месте возникают структурные изменения и становятся явными нарушения в других органах, тканях и системах, связанных с ним. На этой стадии болезнь полностью развилась, и потому лечить ее наиболее трудно.

 

Например, когда возбужденная питта проникает в стенку желудка на пятой стадии, это может проявляться в виде язвенной болезни, а на шестой — в виде прободения язвы и кровотечения, и возможно, даже в виде опухоли. Функция нарушается уже на пятой стадии, а на шестой болезнь поражает структуру ткани, равно как и окружающие ткани и системы.

 

Очевидно, что лечение, то есть восстановление равновесия и нормализацию функций, гораздо легче и эффективнее проводить на ранних стадиях. Именно поэтому в Аюрведе делается акцент на профилактике.

 

И здоровье, и болезнь — это динамические процессы. Разница между ними в том, что в первом случае функционирование дош протекает нормально, а во втором — ненормально. Мудрый человек понимает, что нормальное течение процесса можно восстановить, изменив характер питания и образ жизни и избегая факторов, вызывающих заболевание.

На этой стадии детально проявлены все группы симптомов, и поэтому не возникает никаких сомнений в природе заболевания. Для этой стадии характерно серьезное нарушение функций органов и тканей  и сильное повреждение шрот — каналов, проходящих внутри каждой ткани, а также осложнения — поражение смежных тканей и органов. Болезненные эффекты могут усиливаться в результате побочного действия лекарств. На шестой стадии многие болезни не поддаются полному излечению. Все шесть стадий можно проследить в нашей жизни. Пока мы молоды, то не задумываемся о правильном питании и здоровом образе жизни. Обычно мы думаем так – «я молод и здоров! Мне до старости еще далеко, я хочу есть пиццу и гамбургер, запивать их кока-колой и пивом. А о болезнях я подумаю на пенсии». Но если припомнить, то и молодой человек часто испытывает дискомфорт с пищеварением, а это уже начальные стадии заболевания.  Со временем ама начинает перебираться в наиболее слабые органы и ткани. Несмотря на отсутствие четких симптомов, слабые места начинают чувствовать напряжение и расстройство, вызванное амой. Человек впервые испытывает потерю жизненных сил, энергии и гибкости.  Проходит несколько лет.  Однажды утром человек обнаруживает, что у него припухли и болят колени или суставы пальцев. Он может проигнорировать и эти симптомы, так как они наверняка вскоре исчезнут. Но наступит день, когда отек и боль заставят этого человека отправиться к врачу и узнать, что у него артрит. Болезнетворный процесс достиг своих поздних стадий. Доктор пропишет обезболивающее и скажет, что человеку следует научиться жить с этим заболеванием. В действительности же он давно живет с ним. Дегенеративные изменения и инфекции не развиваются  за одну ночь. На это уходят годы и десятилетия сеяния семян и проращивания всходов, неправильного образа жизни и порочного питания. Если человек знает, какова пища и образ жизни, подходящие его конституции, он может предотвратить болезнь. Это всегда легче, чем лечить.

 

Ключом к проблеме является осознавание. Чем вы внимательнее, чем яснее осознаете то, как ваши ум, тело и эмоции реагируют на меняющиеся обстоятельства, чем лучше вы осознаете проявления своей конституции, свои ежесекундные решения и их последствия, тем меньше шансов, что вы заболеете.

 

АГНИ, АМА И ПРОЦЕСС ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Биологический огонь тела, который управляет превращением материи в энергию, подразделяют на тринадцать основных типов. Центральный огонь, именуемый джатхарагни, управляет пищеварением и усвоением пищи. Другие виды агни осуществляют местные процессы переваривания и питания (в клетках, тканях и органах). Когда агни устойчивый и здоровый, организм переваривает, всасывает и усваивает все, что съедается, и затем удаляет отходы. Но когда доши возбуждены из-за плохого питания, нездорового образа жизни или отрицательных эмоций, они воздействуют на агни, который становится неуравновешенным. Когда агни расстраивается или ослабевает, пища не переваривается должным образом.

 

Неусвоенные частички пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и других областях тела и превращаются в ядовитую, липкую и отвратительно пахнущую субстанцию, называемую ама. Ама образуется также из не удаленных отходов клеточного метаболизма и в результате бактериальной инфекции. На третьей стадии (стадии распространения) процесса заболевания ама переносится из места своего образования в другие каналы тела, такие как кровеносные сосуды, капилляры и лимфатические протоки. Происходит засорение каналов и клеточных мембран.

 

Когда молекулы амы засоряют каналы, прерывается течение клеточного разума (праны) между клетками, и некоторые клетки оказываются изолированными. Изолированная клетка — это одинокая клетка, а одинокая клетка пребывает в смятении. В ней начинают происходить патологические изменения. Поэтому необходимо не давать аме накапливаться и удалять ее из организма с помощью панчакармы или других средств.

С точки зрения аюрведы все человеческие болезни делятся на 5 типов

 

1. Болезни-учителя

 

Такие болезни появляются, когда человек «сходит» со своего эволюционного пути в некий «тупиковый коридор», и являются индикаторами наших пороков и несовершенства. Если посмотреть с точки зрения эволюции сознания, то такие болезни останавливают людей, чтобы они не смогли уйти от собственной истинной программы. В современном обществе таких болезней встречается около 60-70%.

 

2. Болезни-друзья

 

Появление заболеваний такого рода приводит к защите человеческого организма от более страшных патологий. К примеру, системные дерматиты (псориаз, экземы, нейродермит) защищают людей от таких смертельных недугов, как цирроз печени или бронхиальная астма. При их лечении врачи зачастую используют гормональные мази, которые только лишь блокируют выход эндотоксинов через поры кожи, но и постепенно начинают вызывать кортикостероидную недостаточность. Самое интересное, что мази такого рода можно купить без рецепта в любой аптеке. Также известно, что некоторые люди, которые страдают бронхиальной астмой, после того, как переболеют туберкулёзом, полностью избавляются от основной болезни. В наши дни в некоторых странах Запада разрабатываются туберкулёзные вакцины, которые планируют использовать при комплексном лечении бронхиальной астмы. С давних пор известно и то, что если у человека больного эпилепсией, разовьётся варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома ослабнет или вообще исчезнет. Такие «болезни-друзья», если возникают, требуют грамотной оценки врачом, и их лечение обязано быть совершенно другим, нежели в рядовых случаях. Заболеваний такого рода около 3-5%.

 

3. Болезни-помощники

 

Множественные вирусы или другие виды инфекции, а также некоторые факторы физического характера (геопатогенные воздействия, геомагнитные бури) на наш организм оказывают адаптогенное и укрепляющее воздействие. Наше тело с их помощью как бы проходит специальную тренировку для преодоления более сложных болезней. В некоторых случаях, воздействие такого рода может даже изменить характер биологической эволюции. Такие болезни зачастую проходят сами, без медицинского лечения, и не доставляют больному беспокойства. Встречаются в 3-5% случаев.

 

4. Болезни-проводники

 

Заболевания такого рода у человека возникают за несколько лет до его смерти и с точки зрения уюрведы – они неизлечимы. Последние исследования говорят о том, что причина смерти кодируется в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. «Болезни-проводники» связаны с остановкой механизма человеческих «малых и больших биологических часов», то есть с истощением оджаса. Такие болезни приходят, для того чтобы обеспечить уход человека из этого мира, ведь от старости никто просто не умирает. Заболевания такого типа встречаются в 10-15% случаев.

 

5. Болезни-враги

 

Такие болезни возникают благодаря внешним причинам, к примеру, от воздействия ионизирующего излучения, попадания в организм канцерогенов, от приёма сильнодействующих токсических веществ (наркотики, алкоголь), с пищей, воздухом или сильным переохлаждением. Болезни такого типа встречаются в 5-10% случаев.

Болезнь с позиции Аюрведы

Болезнь с позиции Аюрведы

www.evaveda.com

Причины и классификация болезней по Аюрведе

Причины и классификация болезней по Аюрведе

Согласно Аюрведе дисбаланс дош и последующий процесс возникновения болезни называется сампрапти, или патогенез болезни. В процессе развития болезни проходят через несколько отличительных стадий, хорошее знание которых полезно в ранней диагностики болезней.

Диагностика болезни по Аюрведе

Таким образом, в Аюрведе разработана методика диагностического процесса, состоящего из шести стадий и называемого крийя (действие) кала (время), или поэтапные проявления болезни во времени. Первые четыре стадии, которые имеются только в Аюрведе, позволяют распознавать и устранять болезнь прежде, чем она примет характерные клинические симптомы.

1-я стадия болезни по Аюрведе: накопление патогенеза (санчая)

Эта стадия болезни вызывается слабой пищеварительной силой и дисбалансом дош. На этой стадии болезни токсины (ама), порождаемые ненадлежащим пищеварением, накапливаются в пищеварительном тракте. Токсины, появляющиеся из-за дисбаланса капхи, накапливаются в желудке, появляющиеся из-за дисбаланса питты – в тонком кишечнике, а появляющиеся из-за неправильного функционирования ваты – в толстой кишке. Из-за наличия одного из этих токсинов могут проявляться слабые и недостаточно определенные симптомы. Необходимо распознать и устранить причину, а не игнорировать или подавлять ее.

2-я стадия болезни по Аюрведе: ухудшение (пракопа)

Накопившиеся в результате 1-й стадии болезни застойные доши теперь "раздражаются" такими факторами, как ахара (пища), вихара (отдых) и сезонные изменения. Токсины накапливают в таком количестве, что вызывают раздражение прямо в месте их накопления в пищеварительном тракте.

3-я стадия болезни по Аюрведе: распространение (прасара)

На 3-й стадии болезни избыточно накопившиеся в пищеварительном тракте токсины начинают распространяться по телу. Обычно вплоть до этой стадии наносимый организму ущерб полностью обратим, и надлежащими мерами может быть достигнуто восстановление баланса дош. Также может произойти самопроизвольная прашама (ремиссия, ослабление болезни), обусловленная сезонными изменениями.

4-я стадия болезни по Аюрведе: нарастание (стхана самшая)

Распространение чрезмерно накопившихся токсинов, их локализованное вхождение в слабые или ненормальные ткани (дхату) и скопление токсинов в этих местах приводит к неправильному функционированию тканей и структурному повреждению. Теперь появляется та или иная конкретная болезнь с ухудшением свойств органов и тканей и уязвимость к серьезным инфекциям.

5-я стадия болезни по Аюрведе: симптоматические проявления (вьякти)

Характерные симптомы болезни вначале появляются в пораженных местах. Проявляющиеся симптомы болезни используются традиционной медициной для классификации и установления диагноза болезни.

6-я стадия болезни по Аюрведе: определенный диагноз и осложнения (бхеда)

Болезнь, которая накапливалась на протяжении многих лет, чтобы достичь этой заключительной стадии, становится хронической. 6-я стадия болезни предлагает детальное понимание группы симптомов, таким образом делая ясной природу болезни. На этой стадии болезнь может действовать как предрасполагающий фактор для распространения других болезней.

Причины болезней по Аюрведе

Классическая Аюрведа никогда не рассматривала причины и механизмы развития болезни только с позиции внешних факторов. Современная западная медицина создала систему подавления симптомов различных видов патологии с помощью лекарственных средств. Однако все эти методы не решают тонких психологических причин возникновения болезни и приводят лишь к хронизации процесса, ибо способствуют тому, что болезнь уходит внутрь. В то же время большинство хронических заболеваний, считающихся болезнями цивилизации – атеросклероз, рак, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, рассеянный склероз, системные дерматиты или полиартриты имеют психологические причины и порой развиваются в течение 10 или даже 20 лет. Аюрведа рассматривает 5 основных причин развития хронических болезней.

Кармическая причина болезней по Аюрведе

Кармическая причина болезней по Аюрведе связана с программой личности (прарабдха-кармой). Гордыня, алчность, страх, ненависть, осуждение, зависть, вожделение или ложь являются психологическими ловушками, затягивающими в тот или иной тупик. Вылечить такие болезни с помощью лекарственных препаратов невозможно. Необходимы глубокий психоанализ, различные виды медитации и т.д. Современная западная медицина не учитывает кармическую причину развития болезни, поэтому ни одно хроническое заболевание не может быть полностью излечено. Однако опыт Аюрведы, тибетской и китайской народной медицины свидетельствует о противоположном.

Родовая причина болезней по Аюрведе

Родовая причина развития болезни связана не только с генетическими заболеваниями (их известно около 2500), но преимущественно с коллективной (наследственной) кармой. Ребенок наследует как хорошие качества и способности своих родителей, так и их пороки. Энергоинформационная матрица отца и матери – их внутренний мир – едины. Ребенок оказывается в этом мире, и поэтому начинает поглощать и все хорошее, и все плохое. Нам могут не нравиться некоторые черты характера отца или матери. Из-за этого мы можем начать с ними конфликтовать или пытаться их изменить. Но как только родители покидают этот мир, мы с удивлением замечаем, что их негативные стереотипы в полной мере начинают проявляться внутри нас самих, и именно в этот период существует наибольшая опасность развития болезней. Поэтому каждый человек должен работать не только со своими индивидуальными проблемами, но и решать проблемы своего рода. Кстати, и первая и вторая причина болезней не исчезают после нашей смерти – эти причины мы переносим в следующую жизнь. Что касается родовых причин развития болезни, то если мы не преодолеем их, то они будут передаваться нашим потомкам.

Экологическая причина болезней по Аюрведе

Экологическая причина болезней связана с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физических и химических факторов – высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов. К отрицательным воздействиям окружающей среды относят биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы. Современная медицина считает, что причинами хронических болезней являются только экологические факторы. Однако, согласно Аюрведе, хотя полностью исключать эту причину не следует, влияние на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний.

Метаболическая причина болезней по Аюрведе

Различные факторы могут повредить каждую клетку организма на любой стадии развития организма. Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии оджаса, который считается нашими "биологическими часами". По мере ее использования происходит старение организма, и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломер, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка – механизмы саморегуляции, детоксикации, обмена веществ и размножения. Поэтому с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит с одной стороны к усилению повреждений, а с другой стороны – к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков.

Онтогенетическая причина болезней по Аюрведе

Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош – ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к функции нервной системы, питта – к функции катаболического звена гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха – к функциям анаболического звена гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши являются фактически управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Различные методы Аюрведы, системы питания, образа жизни, йогическая гимнастика, а также специальная медитация направлены на то, чтобы сохранить равновесие трех дош (пракрити). В противном случае неизбежно будут возникать различные болезни и развиваться быстрое старение организма.

Характер болезни по Аюрведе

С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на 5 видов:

Болезни-учителя по Аюрведе

Эти болезни возникают, когда человек "сворачивает" со своего эволюционного пути в так называемый "тупиковый коридор", и являются своеобразными индикаторами нашего несовершенства и пороков. Эти болезни останавливают нас, чтобы мы не ушли в сторону от своей настоящей программы. В современном обществе таких болезней встречается около 60-70%.

Болезни-друзья по Аюрведе

Болезни-друзья приводят к защите организма от более страшных видов патологий. Например, системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз) защищают человека от такого смертельного заболевания, как бронхиальная астма или даже цирроз печени. При их лечении современная медицина применяет гормональные мази, которые не только блокируют выход эндотоксинов через кожу, но и постепенно вызывают кортикостероидную недостаточность. Известно также, что некоторые люди, страдающие бронхиальной астмой, после перенесенного туберкулеза полностью избавляются от своей основной болезни. В настоящее время в некоторых западных странах разрабатываются специальные туберкулезные вакцины, которые планируется использовать в комплексном лечении бронхиальной астмы. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Болезни-друзья, если они возникают, требуют правильной оценки врачом, и их лечение должно быть совершенно иным, чем в обычных случаях. Таких заболеваний встречается около 3-5% случаев.

Болезни-помощники по Аюрведе

Многочисленные вирусы и другие виды инфекции, а также некоторые физические факторы (геомагнитные бури, геопатогенные воздействия) оказывают на наш организм укрепляющее и адаптогенное воздействие. Организм как бы проходит определенную тренировку для преодоления более тяжелых болезней. Болезни-помощники обычно проходят сами, без лечения, и не доставляют сильного беспокойства. Встречаются в 3-5% случаев.

Болезни-проводники по Аюрведе

Болезни-проводники возникают у человека за несколько лет до смерти и с точки зрения Аюрведы считаются неизлечимыми. Современные исследования говорят о том, что причина нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. Болезни-проводники связаны с остановкой больших и малых биологических часов, то есть с истощением так называемого оджаса. Эти болезни приходят, чтобы обеспечить наш уход из этого мира, ведь никто не умирает просто от старости. Такие болезни встречаются сейчас в 10-15% случаев.

Болезни-враги по Аюрведе

Возникают исключительно от внешних причин, например, от воздействия ионизирующего излучения, приема сильнодействующих токсических веществ (например, алкоголя или наркотиков), попадания в организм канцерогенов, с воздухом, водой пищей или сильного переохлаждения. Такие болезни встречаются в 5-10% случаев.опубликовано econet.ru

 

 

econet.ru

АЮРВЕДА - Процесс болезни

30 декабря 2016 г.

organs

Здоровье – это порядок, болезнь – расстройство порядка. В теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью также возможно.

Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее в равновесие с внешним окружением, человек должен понять как происходит процесс болезни. Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и здоровья из беспорядка и болезни.

В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове «дискомфорт» «дис» означает «лишение», «комфорт» означает «удобство». Поэтому перед обсуждением дискомфорта мы должны понять значение комфорта, или здоровья.

Уровень здоровья поддерживается, когда:

огонь пищеварения (агни) находится в равновесии

свойства тела (вата, питта, капха) уравновешены

три продукта отходов (моча, фекалии и испарина) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе

чувства функционируют нормально

тело, ум и сознание действуют гармонично, как одно целое.

Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии.

Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.

Классификация болезни

Согласно aюрведе, болезнь можно классифицировать по ее источнику: психологическому, духовному,физическому.

Кроме этого болезнь выявляется по месту ее проявления: сердце, легкие, печень и т.д.

Болезненный процесс может начаться в желудке или в кишечнике, но проявиться в сердце или в легких.

Таким образом, болезнь может проявиться не в том месте, где она возникла.

Болезни также классифицируются по причинным факторам и по телесным доша (вата, питта, капха).

Предрасположенность к болезни

Индивидуальность конституции обуславливает предрасположенность к болезни. Например, личности капха имеют определенную тенденцию к капха заболеваниям, которые могут выражаться в повторяющихся приступах тонзиллита, воспаления пазух, бронхита и закупорки легких.

Аналогично, личности питта склонны к заболеваниям желчного пузыря и печени, язве пищеварительного тракта, повышению кислотности, гастритам и воспалительным процессам. Личности питта также страдают от кожных нарушений, таких, как крапивница и сыпь.

Люди вата очень чувствительны к болям в нижней части спины, артритам, ишиасам, параличам и невралгии. Вата-болезни возникают в толстой кишке, питта болезни происходят в тонкой кишке, а капха нарушения коренятся в желудке. Дисбаланс индивидуальных свойств организма в этих местах создаст несомненные признаки и симптомы.

Дисбаланс, как причина болезни, может возникнуть в сознании в форме некоторых негативных сведений, и это может затем проявиться в уме (где зерно болезни может лежать глубоко в подсознании), приняв форму страха, гнева или привязанности, через ум эти эмоции проявятся в теле. Подавленный страх будет причиной нарушений вата, гнев приведет к избытку питта, а зависть, гордыня и привязанность ухудшат функции капха. Эти нарушения в тридоша воздействуют на естественную сопротивляемость (иммунную систему – агни), и таким образом тело становится уязвимым для болезни.

Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании. Питание, жизненные привычки и окружающая среда вместе с характерными свойствами этих доша будут разрушительно влиять на ткани организма. Все это будет порождать дисбаланс, который вначале проявится на физическом уровне, и позже подействует на ум через беспорядки в тридоша.

Например, беспорядок вата создаст страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле будет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, есть прямая связь между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями.

Нарушение телесных свойств (вата, питта, капха) создает токсины (ама), которые начинают циркулировать в теле. В процессе этой циркуляции токсины скапливаются в слабых областях тела. Если, например, сустав – слабое место, то болезнь проявится там.

Что создает эти токсины и телесную слабость? Агни – ключ к здоровью или болезни

Агни -биологический огонь, управляющий метаболизмом. Он также участвует в функционировании питта и может рассматриваться как составная часть питта-системы в теле, действующей как каталитический агент при пищеварении и метаболизме. Питта содержит тепловую энергию, которая помогает пищеварению. Тепловая энергия – это агни. Питта и агни по существу одно и то же, с тонким различием: питта – сосуд, а агни – его содержимое.

Питта проявляется в желудке как огонь – агни. Агни – это естественная кислота, ее действие разлагает пищу и стимулирует пищеварение. Агни также тонко связан с движением вата, поскольку телесный воздух воспламеняет телесный огонь. В каждой ткани, в каждой клетке присутствует агни, ибо он необходим для поддержания питания тканей и механизма сопротивляемости. Агни разрушает микроорганизмы, чуждые бактерии и токсины в желудке, в тонком и толстом кишечнике – так он защищает флору в этих органах.

Долголетие зависит от агни. Интеллект, понимание, чуткость – также функции агни. Цвет кожи поддерживается агни. ферментная система и метаболизм целиком зависят от агни. До тех пор, пока агни действует нормально, процессы разложения пищи, ее всасывание и усваиваемость будут происходить беспрепятственно.

Когда из-за дисбаланса в тридоша поврежден агни, процесс метаболизма нарушается. Ослабевает иммунная система организма. Пищевые компоненты остаются не переваренными и не усваиваются, они скапливаются в толстой кишке, превращаясь в разнородное зловонное липкое месиво. Этот материал, называемый ама, засоряет кишечник и другие каналы, такие как капилляры и кровеносные сосуды. При этом могут произойти многие химические изменения, которые создают токсины. Эти токсины всасываются в кровь и начинают циркулировать. Они могут скапливаться в ослабленных частях тела, создавая уплотнения, закупорку, застой, ослабление органов, понижая сопротивляемость тканей. Болезнь окончательно проявляется в пораженных органах в виде артрита, диабета, сердечных болезней и т.д.

Корень всех болезней – ама. Существует много причин для развития ама. Например, когда бы ни поглощались несовместимые продукты, агни сразу же будет поражен действиями токсинов. Или ама может возникнуть от недостаточного переваривания пищи. Если язык покрыт белым налетом, это указывает на то, что ама присутствует в толстой кишке, тонкой кишке или в желудке, в зависимости от того, какая часть языка покрыта налетом.

Ама развивается, когда замедляется деятельность агни. Однако избыточная активность агни также вредна. Когда агни слишком силен, пищеварение превращается в быстрое сгорание, а сжигание дотла нормальных биологически питательных веществ пищи приводит к опустошительному результату. Такое положение также понижает телесную сопротивляемость.

Подавленные эмоции

Эмоциональные факторы также могут создавать токсины. Подавленный гнев, например, полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки. Подобно этому меняют флору в толстой кишке страх и беспокойство. В результате этого живот вспучивает от газа, скопившегося в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени. Из-за болезненных последствий подавления рекомендуется не подавлять ни эмоции, ни телесные проявления, такие как кашель, чихание и выход газа.

Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса вата, а вата в свою очередь влияет на агни, ответственный за иммунитет организма. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии к таким обычным вещам как пыльца, пыль и цветочный запах.

Так как аллергия тесно связана с иммунитетом, люди с врожденным нарушением иммунной системы часто страдают от аллергии. Например, тот, кто обладает питта конституцией от рождения, будет естественно чувствителен к горячей, пряной пище, которая ухудшает питта. Подобно этому, подавление питта эмоций, таких как гнев и ненависть, также может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питта. Люди с капха конституцией очень чувствительны к пище, ухудшающей капха. У них капхагенные продукты, типа молочных, вызывают такие недомогания, как запоры и хрипы. Люди, подавляющие капха эмоции (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу.

Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстранение и затем дать им возможность рассеяться. Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

(Васант Лад «Аюрведа. Наука самоисцеления» гл. 4)

В посте «Аюрведа и Западная медицина»  я же рассказывала о 6-ти ступенях болезни. Ниже отрывок из книги Д. Фроули «Аюрведическая медицина»:

«Согласно аюрведе, процесс развития болезни можно кратко описать следующим образом:

Под действием ряда факторов (питания, климата, времени года, образа жизни, эмоций и т.д.) доши усиливаются. В результате ослабевает агни  пищеварительный огонь, что в свою очередь приводит к накоплению амы (токсинов из-за непереваренной пищи) . Скопление амы в ослабленных местах приводит к ухудшению проводимости каналов, что вместе с увеличением дош приводит к превышению пропускной способности каналов. В этих местах и проявляются первые симптомы болезни.

В аюрведе выделяют шесть стадий развития болезни:

1. Накопление (санчая), 2. Возбуждение (пракопа), 3. Излияние (прасара), 4. Перемещение (стхана самсрая), 5. Проявление (вьякти) 6. Принятие различных форм (бхеда).

Первые две стадии соответствуют повышению дош в характерных для них местах, остальные четыре — их распространению в другие части организма.

1. Накопление

Уровень дош начинает повышаться в характерных для этих дош местах организма. Причинами этого процесса могут стать неправильное питание, плохая адаптация к сезонным условиям, неправильный образ жизни, нарушение психического равновесия, а также все те факторы, которые обычно увеличивают соответствующую дошу.

Вата скапливается в толстой кишке, вызывая вздутие, газы, запоры, бессонницу, страх, упадок сил, сухость и тягу к теплу.

Питта скапливается в тонком кишечнике, вызывая ощущение жжения, лихорадочные состояния, повышенную кислотность, горький привкус во рту, желтоватый оттенок мочи и кала, тягу к холодному и гневливость.

Капха скапливается в желудке, вызывая вялость, ощущение тяжести, бледность, вздутие, несварение и потребность в легкой пище.

2. Возбуждение

Доши продолжают накапливаться в соответствующих им местах, в результате чего усиливаются проявившиеся здесь симптомы и появляются (под давлением этого скопления) отраженные симптомы в других частях организма.

Вата вызывает ощущение легкости в голове, боли или спазмы в животе, дальнейшее усиление запоров и скопление газов, сопровождаемое характерным звуком в кишечнике, а также вздутие в верхней части живота.

Питта вызывает дальнейшее повышение кислотности, кислую отрыжку, жгучую боль в животе, сильную жажду, упадок сил и трудности при засыпании.

Капха вызывает потерю аппетита, несварение, тошноту и усиленное слюноотделение, ощущение тяжести в голове и сердце, а также сонливость.

3. Излияние

Заполнив до отказа места своей локализации, доши начинают изливаться в другие органы и ткани. Выходя за пределы желудочно-кишечного тракта, они проникают в плазму и кровь.

Доши уже не сосредоточены в одном месте. Они продвигаются в различных направлениях, вызывая разнообразные расстройства и дисфункции. Характер и локализация этих нарушений зависят от направления движения дош, которые могут двигаться в любую сторону, но выбирают тот путь, где их продвижение встретит меньше всего препятствий. При этом они взаимодействуют с дхату и малами ( тканями и продуктами жизнедеятельности организма ) и смешиваются с ними, что вызывает усугубление симптомов в соответствующих местах.

Вата вызывает сухость кожи, боли в суставах или их ригидность, боли в нижней части спины, судороги, спазмы, головную боль, сухой кашель, перемежающуюся лихорадку, запоры с болями в брюшной полости и болезненными ощущениями при опорожнении кишечника, а также общую слабость.

Питта вызывает воспалительные заболевания кожи, конъюнктивит, воспаление десен, головокружение, головную боль, сильную лихорадку, рвоту с желчью, а также понос и ощущение жжения при опорожнении кишечника.

Капха вызывает кашель, опухание желез, астму, умеренную лихорадку, рвоту, опухание суставов, появление слизи в кале.

4. Перемещение

На этой стадии доши накапливаются в других частях тела и начинают вызывать там характерные для них расстройства. Обычно они захватывают слабые или уязвимые места. Если, например, таким местом являются суставы, то возбужденная доша начинает скапливаться в них, что затем приведет к артриту. Симптомы, на предыдущей стадии имевшие тенденцию к перемещению, становятся теперь более локализованными.

5. Проявление

Локализовавшись в определенном месте, доша вызывает проявление четкой симптоматики конкретного заболевания — астмы, диабета, артрита и т.д.

6. Дифференциация

На этой стадии доши проявляют свои характерные свойства, и болезнь приобретает окраску вызвавшей ее доши. Теперь можно определить, возбуждением какой из дош вызвана болезнь.

Например, при артрите вата-типа будут наблюдаться сильные боли, ощущение холода, ригидность, сухость кожи и запоры. Артрит питта-типа будет характеризоваться лихорадочным состоянием, ощущением жжения, покраснением и опуханием суставов, неоформленным стулом. Капха вызовет опухание, отечность, появление слизи, застойные явления.

«Причиной возникновения всех болезней является дисбаланс доша, болезненных начал, а причинами дисбаланса доша может служить (даже) нездоровая пища или нездоровая деятельность. Иногда одна болезнь является причиной другой болезни, например, кровотечения могут возникать из-за повышения температуры тела, а вместе они способны вызвать туберкулез; или вздутие живота, вызванное увеличением селезенки, может вести к отекам; или геморрой может давать боли в кишечнике или уплотнение участка кишечника; накопление слизи в верхних дыхательных путях, вызванное дневным сном, может служить причиной кашля, кашель – причиной общего ослабления организма, которое может привести к туберкулезу. Первичная, легкая болезнь может иметь не четко проявленный комплекс симптомов, однако, со временем, она перерастет в болезнь средней тяжести. Иногда первичная болезнь исчезает при проявлении вторичного заболевания, иногда она продолжается, не меняя своих симптомов, и дисбаланс развивается в соответствии с принципами Вйадхи санкары (совместного развития и течения нескольких заболеваний), становясь достаточно хлопотным для врача. Именно поэтому врач должен преуспеть в накоплении знаний о диагностике болезней…

(Шри Мадхава «Мадхава Нидана Самхита»,  гл. 1 ,  «Панча Нидана Лакшанам» в переоде Ю. Сорокиной)

«Причина всех болезней коренится в незнании, тогда как понимание вещей ведет к полному счастью обоих – ума и тела. Как солнце не может помочь слепому увидеть мир, так же и эта медицина (aюрведа), которая наставляет, как обрести пользу в этой и следующей жизнях, не сможет помочь просвещению тех, кто лишен силы понимания.»(Чарака самхита)

«А так ли уж страшна болезнь? Если бы она была так же неожиданна и неотвратима, как ураган, землетрясение или цунами, тогда, конечно. Но болезнь наступает постепенно, болезнь можно взять под контроль, можно изгнать из организма. Обычно, болезнь – гостья неторопливая и стеснительная, только если вы не примете вовремя жестких мер, чтобы дать ей отпор, она прочно обоснуется в вашем доме. Но ведь вы можете обнять эту гостью за плечи и вместе выйти на улицу, можете даже, стоя у ворот, поблагодарить ее за визит. Ведь болезнь послана нам Небом, чтобы закалить нас, сделать сильнее, и, в итоге, мудрее и здоровее».

(«Лучший доктор — ты сам» Шжэн Фучжун)

«Все заболевания подразделяются на два вида: это болезни кармические, которые мы закладываем своим мышлением, и болезни, которые возникают от нашего невежества. В материальном мире все рождается, развивается, стареет и умирает. Болезнь также рождается, развивается, доходит до кульминации и переходит в хроническую форму. Со смертью тела болезнь остается на тонком уровне и в новом воплощении болезни, заложенные в тонком теле, проявляются на протяжении жизни. Человек может подумать, что все предопределено и он не в силах что-либо изменить в своей судьбе, но Аюрведа говорит, что, пользуясь ограниченной свободной волей, мы сами создаем проблемы и болезни и избавиться от них можем самостоятельно. Для этого и нужны знания, которые дает наука Аюрведа. Аюрведическая наука не имеет ни начала ни конца, передается по цепи ученической преемственности от учителя к ученику. Аюрведа – наука медико-метафизическая. Это значит, что это высшая медицина, первоисточник медицинских знаний, а слово “мета” означает тонкое тело, в нем заложены причины болезней. Современная медицина лечит симптомы болезней, оказывает временную помощь физическому телу, но болезнь не уходит, а опускается в более глубокие ткани тела. Лечение выпадающих волос, крошащихся зубов наружными средствами принесет мало пользы, так как болезнь уже находится на уровне костей. Корень всех заболеваний – aма или токсины, циркулирующие по крови, накапливаются в ослабленных частях тела. Болезнь «рождается» в желудке и распространяется, проходя пять стадий, и, так как мы не знаем, как избавиться от нее на первых стадиях, она, не встречая сопротивления, проникает все глубже в ткани тела и закрепляется, переходя а хроническую форму. Уникальность аюрведических знаний состоит в общих для всех универсальных принципах, применяемых в любых условиях. Следуя им, можно избавиться от болезней «невежества». Аюрведа утверждает, что, когда придет пора умирать, умереть можно в здоровом теле, не обязательно в больном. («Наука о жизни с позиции аюрведы» Лила-Маджари (Соловьёва Л.Н)

ЗАКАЗ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С АЮРВЕДОЙ ПРОИЗВОДИТСЯ НА СТРАНИЦЕ «КОНСУЛЬТАЦИИ».

ayurveda.help


Смотрите также