Бронхиальная астма у детей. План обучения в школе астма


План занятий / Школа профилактики бронхиальной астмы / Республиканский центр медицинской профилактики

N

Тема занятий

Ответственный за исполнение

1

2

3

1

А. Цели и задачи школы. Знакомство с планом занятий. Понятие об анатомии и физиологии органов дыхания. Условия для нормальной работы бронхиального дерева. Понятие о бронхиальной астме. Распространенность астмы. Социальная значимость проблемы.

Руководитель школы

 

В. Вводное анкетирование. Определение жизненной емкости легких, индивидуальной способности к задержке дыхания. Показ видеофильма о здоровом образе жизни.

 

2

А. Факторы внешней среды, провоцирующие развитие астмы. Понятие об аллергии, аллергене. Типы аллергических реакций. Понятие о контрольной системе трех цветовых зон.

Руководитель школы

 

В. Знакомство с пикфлоуметром. Определение пиковой скорости выдоха (ПСВ). Правила пользования пикфлоуметром. ПСВ в покое и после физической нагрузки. Знакомство с портативными ингаляторами и техникой использования ингаляторов.

 

3

А. Профилактика бронхиальной астмы – рациональное питание. Влияние питания на здоровье. Типы ожирения. Правила здорового питания. Этапы оздоровления, привычки питания.

Руководитель школы

Терапевт

 

 

В. Расчет ИМТ (индекса массы тела). Оптимальный подбор суточного рациона питания. Пищевая пирамида. Калорийность основных продуктов питания. 12 шагов к здоровому питанию. Опросник N°N°1,2

 

4

А. Профилактика бронхиальной астмы – борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Определение понятия. Модель физической активности. Особенность физической активности в различных контингентах. Тренирующий эффект физической активности.

Руководитель школы

Врач ЛФК

 

В. Разучивание комплекса общих и дыхательных упражнений. Разъяснение особенностей и показаний к занятиям дыхательной гимнастикой по Бутейко, Стрельниковой. Аппарат Фролова и техника пользования им.

 

5

А. Профилактика бронхиальной астмы – не медикаментозные методы. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению.

Руководитель школы

Врач-психоневролог

 

В. Обучение основам аутотренинга. Рекомендации по нормализации режима дня, рациональному распределению свободного времени. Показ приемов самомассажа.

 

6

А. Профилактика бронхиальной астмы – отказ от вредных привычек. Распространенность курения. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения.

Руководитель школы

Врач ОМК

 

В. Способы преодоления табачной зависимости. Демонстрация видеофильма "Черный ворон". Итоговое анкетирование.

 

dagmedprof.ru

Бронхиальная астма у детей: План лечения, как приготовиться к приступу, влияние заболевания на учебу и успеваемость

Эпидемиологические исследования показывают, что бронхиальной астмой страдают от 5 до 10 процентов детей, причем каждый год этот показатель растет. Тем не менее, при адекватном лечении ребенок с астмой может вести полноценную жизнь и даже заниматься спортом. К тому же симптомы астмы часто становятся менее выраженными, когда ребенок взрослеет.

План лечения

Составьте план лечения вместе с лечащим врачом. Это очень важно.

Основные цели плана включают:

  • Свести к минимуму частоту и тяжесть приступов астмы;
  • Контролировать состояние с целью обеспечить нормальный образ жизни.

План лечения ребенка может включать различные стратегии:

  • Лекарственное лечение;
  • Воздержание от стимулирующих астму факторов;
  • Ежедневное использование пик-флоуметра;
  • Десенсибилизация.

Поддержка

Особое значение может иметь отношение окружающих. Помогите ребенку понять, что он может делать, и как он может контролировать свое заболевание. Подбодрите и поддержите ребенка.

Как приготовиться к приступу

Будьте готовы к приступу астмы. Вы должны быть готовы к определенным действиям в этой ситуации. Врач поможет составить письменный план действий, что нужно делать при приступе астмы. Этот план поможет избежать паники.

Копии плана следует держите в доступных местах. Убедитесь, что Ваш ребенок и все, кто ухаживает за ним (дедушка и бабушка, няня или школьные учителя), знают, где находится этот план. Держите копии этого плана в кошельке или бумажнике, в машине и в рюкзаке ребенка на случай приступа вне дома.

Хотя такие планы могут быть индивидуальными, в них должны быть указаны телефон врача и следующие основные данные:

  • Предупреждающие признаки. Симптомы и показания пик-флоуметра, которые зачастую оказываются предвестниками приступа;
  • Что делать при приступе в домашних условиях. Лекарства, которые нужно принимать во время приступа, где они находятся и как их следует использовать;
  • Признаки тяжелого приступа. Информация, необходимая для того, чтобы понять, что ребенок нуждается в медицинской помощи. Список критериев для определения того, насколько затруднено дыхание ребенка. Пометки о том, какая доза использования лекарств указывает на тяжелый приступ. Список инструкций по использованию лекарств, специально предназначенных для лечения тяжелых приступов астмы;
  • Что делать в экстренных случаях. Должны быть конспективно перечислены признаки приближающегося опасного для жизни приступа, телефоны «скорой помощи» и адрес ближайшей больницы.

Если Вы сомневаетесь в тяжести симптомов у ребенка, лучше принять излишние меры предосторожности. Вызовите врача, вызовы при астме всегда оправданы. Лечение приступов астмы зависит от раннего распознавания их признаков и своевременного лечения.

Разговор с учителями

Каждый родитель больного астмой ребенка сталкивается с вопросом о том, как можно помочь ему контролировать его состояние в школе. Астма ежегодно становится причиной множества пропущенных учебных дней, что ставит ее на первое место среди хронических заболеваний по пропускам занятий.

Вы можете помочь ребенку не подпасть в эту статистику. Свяжитесь со школой, чтобы знать, как ребенок чувствует себя во время уроков. Поделитесь планом лечения ребенка с учителями.

Сообщите план лечения всем взрослым, которые регулярно занимаются с ребенком. Расскажите, какие лекарства он принимает, как эти лекарства следует принимать, и какие возможны побочные действия. Объясните, как ребенок должен вести себя во время приступа. Оставьте свой номер телефона.

Попросите врача написать записку преподавателю физкультуры. Эта записка может содержать руководство по подбору требуемого уровня нагрузки, описание симптомов заболевания и план лечения астмы.

Обстановка в школе

Проверьте, нет ли в классных комнатах пыли, плесени или запахов, например от клея или красок. Находящиеся в классе хомячки, морские свинки и другие животные также могут создавать проблемы. Вы можете попросить сменить Вашему ребенку классную комнату.

Успеваемость

Попросите школьных учителей связаться с Вами, если у ребенка возникают трудности с концентрацией внимания, или если он не может выполнять задания.

Оперативно реагируйте на любое ухудшение успеваемости. В этом могут быть повинны симптомы астмы или лекарства от нее. Наблюдайте за симптомами болезни. Если Вы заметите какие-либо изменения, проконсультируйтесь с врачом.

Источники:

  1. Mayo Clinic. Asthma in kids.

Опубликовано: 22 Января, 2017

www.doctorjohn.ru

Обучение больных в астма - школе

Неосведомленность больных о своем недуге является серьезным препят­ствием к его преодолению. Именно поэтому во всем мире уделяется самое при­стальное внимание к специальным медицинским образовательным программам. Полученные знания, практические навыки позволяют пациентам лучше понять врачебные рекомендации, а, следовательно, выполнение их будет осмысленным и полным. Опыт работы астма-школ Санкт-Петербурга показывает, что данная форма работы с больными позволяет снизить показатели временной утраты трудоспособности и уровни экстренной госпитализации по причине бронхиаль­ной астмы в двое, а среднюю длительность лечения случая бронхиальной астмы на 4 дня.

Партнерство врача и больного в лечении заболевания - залог обеспечения длительного контроля астмы. Задачами обучения пациента является предостав­ление ему и членам его семьи необходимой информации, вовлечение в обу­чающие мероприятия с целью создания длительного плана лечения, приемлемо­го как для медицинских работников, так и для больного. С Вашей помощью они могут научиться контролировать астму, быстро купировать легкие приступы в домашних условиях и предотвращать тяжелые приступы.

В настоящее время существуют следующие формы предоставления ин­формации больным бронхиальной астмой: очные формы (астма-школа, астма-

13

день, телефон помощи), заочные формы (брошюры и буклеты, видеофильмы). Обучение в астма-школе признано ведущим методом образования больных. Наиболее распространены следующие формы: амбулаторная врачебная астма-школа (занятия для амбулаторных больных ведет врач), стационарная врачебная астма-школа (занятия для больных, находящихся в стационаре), сестринская ас­тма-школа, комбинированная астма-школа (занятия проводит врач и медицин­ская сестра, возможно обучение как стационарных, так и амбулаторных боль­ных). Комбинированная форма обучения оказалась наиболее востребованной. Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 60-90 мин. Группа слушателей 10-15 чел. Основные темы занятий:

  1. Знакомство с миром аллергии. Должны быть рассмотрены вопросы: что такое аллергия, наследственность и аллергия, патогенез аллергии, группы ал­ лергенов, методы элиминации, лечения, профилактики.

  2. Что такое бронхиальная астма? Вопросы для изучения: что вызывает бронхиальную астму, триггеры, можно ли избавиться от бронхиальной астмы, аллергия и бронхиальная астма, неаллергическая бронхиальная астма.

  3. Жизнь с бронхиальной астмой. Вопросы для изучения: как лечат брон­ хиальную астму, методы самоконтроля состояния и самовзаимопомощи, разли­ чие базисной и симптоматической терапии, профилактика вирусной инфекции, немедикаментозное лечение бронхиальной астмы.

  4. Профилактика бронхиальной астмы, обострений заболевания. Вопросы для изучения: противоаллергический режим, аэрополлютанты, гигиена жилища, профориентация, план лечения.

  5. Астма - что можете сделать Вы и Ваша семья?

  6. Разбор и закрепление пройденного материала. Ответы на вопросы. Дис­ куссии.

После обучения больной должен уметь: вести дневник наблюдения; пра­вильно пользоваться средствами доставки лекарственных препаратов (ингаля­тор, небулайзер и др. ), пикфлоуметром; проводить постуральный дренаж брон­хов, дыхательную гимнастику;

studfiles.net