Специальные упражнения при бронхиальной астме. Лфк при бронхиальной астме методика


Специальные упражнения при бронхиальной астме

Период приступа

При появлении предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного ребенка, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.

Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4–5 секунд) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Межприступный период

В межприступный период ребенок должен овладеть поверхностным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так и динамическим дыхательным упражнениям.

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Широко используется "звуковая гимнастика", состоящая из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают "закрытый стон" – "ммм" и очистительный выдох – "пфф". При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

"Звуковая гимнастика" способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты, при помощи создания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При "звуковой гимнастике" делают вдох через нос (1–2 секунды), паузу (1 секунда), активный выдох через рот (2–4 секунды), паузу (4–6 секунд).

Кроме "звуковой гимнастики, для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек.

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный выдох в течение 3–4 секунды и фиксируют паузу 3–4 секунды. Частота дыхания должна соответствовать 6–8 в минуту. Тренировки проводят постоянно, не менее 3 часов в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2–3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 секунд и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К. П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда детей, больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3 больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву): в начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают термином "дыхательный интервал". Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения минутного объема дыхания.

При обучении произвольному снижению МОД необходимо делать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизвольный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

Тренировку в ходьбе начинают с выработки у ребенка навыка управления дыханием. На первых занятиях необходимо отработать следующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движении и уменьшением числа остановок.

studfiles.net

Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:

– общие противопоказания для проведения ЛФК;

– дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем;

– астматический статус.

Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме

Физические упражнения

Исходные положения – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного ребенка позу с целью максимально возможного расслабления мышц), что способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхательными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы ребенок выполняет упражнения с предметами.

Любое упражнение выполняют на выдохе (например, наклоны туловища, сгибание и разгибание), после нескольких повторений движения следует сделать паузу для отдыха или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания более 5–7 с.

Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть равным 1:1, дыхательные упражнения не должны занимать более 40–50% общего времени занятия. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После одного–двух общеразвивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц.

В период ремиссии включают также упражнения с небольшими отягощениями, дозированным сопротивлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхательными упражнениями.

При наличии такой клинико–этиологической формы бронхиальной астмы, как астма физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

Массаж

Как неспецифический раздражитель массаж грудной клетки может использоваться по методикам местного и рефлекторного воздействия и включать в себя различные приемы, такие как перкуссия, вибрация, постуральный дренаж.

Во время приступа целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах развития бронхоспазма или как вспомогательное средство купирования приступа очень эффективны приемы точечного массажа. В межприступном периоде массаж биологически активных точек проводят 1 раз в день с превентивной целью.

Кроме того, в межприступный период используют сегментарный массаж и самомассаж.

Естественные факторы природы

Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.

Очень важным фактором является присутствие в соляных пещерах больших концентраций углекислого газа. В атмосфере содержатся очень низкие концентрации углекислого газа (0,03%), концентрация же его в соляной пещере в 5 или 10 раз выше, однако не является критической. В то же время более высокое содержание углекислого газа оказывает воздействие на вегетативную нервную систему и стимулирует более глубокое и интенсивное дыхание, что дает эффект дыхательной тренировки.

Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды. В лечебном помещении галокамеры создается и поддерживается лечебная аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия с преобладающей респирабельной фракцией частиц в определенных диапазонах концентрации, в результате чего реализуются такие лечебные эффекты, как противоотечный, бактерицидный, муколитический, гипосенсибилизирующий, седативный. Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно заряженных частиц сухого хлорида натрия, проникает в глубокие периферические отделы респираторного тракта и оказывает мукорегулирующее действие. При проведении повторных процедур галоаэрозоль действует как физиологический стимулятор защитных реакций дыхательных путей. Положительное действие при бронхиальной обструкции наблюдается независимо от ее характера, но наиболее отчетливо проявляется при высокой степени. Эффективность действия галоаэрозольной терапии на бронхиальную проходимость обусловлена влиянием на воспалительный компонент, изменением реологических свойств мокроты, приводящим к повышению скорости мукоцилиарного клиренса. Улучшение дренажной функции и уменьшение воспаления дыхательных путей могут опосредованно способствовать снижению гиперреактивности бронхов и оказывать влияние на бронхообструктивный компонент.

Спелеотерапия – метод, который позволяет создавать на короткий промежуток времени "идеальные" условия окружающей среды, что очень важно для ребенка, страдающего бронхиальной астмой.

Одним из патогенетически обоснованных методов физиотерапии, часто применяемых при бронхиальной астме, являются аэрозольтерапия и ее разновидность – небулайзерная терапия. Для ингаляций применяют лекарственные препараты.

Кроме того, в лечебно-реабилитационный комплекс при бронхиальной астме достаточно часто включают аэроионотерапию, электрофорез, импульсные токи, низкочастотную магнитотерапию (в том числе на область проекции надпочечников), лазерное излучение, высокочастотную терапию на область проекции корней легких, теплолечение.

В общем комплексе реабилитационных мероприятий рекомендовано курортное лечение, климато-, бальнео-, пелоидотерапия. При назначении курортного лечения учитывается тяжесть клинического течения заболевания, сезон года и климатогеографические особенности курорта. На горных климатических курортах показано лечение больных бронхиальной астмой независимо от клинико-этиологической формы, с сопутствующими аллергическими заболеваниями, с явлениями выраженной реактивности бронхов, с нервно-психическими и эндокринными патогенетическими сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная гипоксия активирует функцию надпочечников как у здоровых людей, так и у больных бронхиальной астмой. На приморские курорты целесообразно направление больных с бронхиальной астмой, осложненной эмфиземой легких, и при наличии нестойкой ремиссии воспалительного процесса в бронхолегочном аппарате. При этом не рекомендуется вывозить детей на Черноморское побережье Кавказа. Лучшим выбором считается Кисловодск, далее – южный берег Крыма. Лечение в местных специализированных санаториях и отделениях, где микроклиматические условия мало отличаются от места постоянного жительства больных, проводится лицам с нестойкой ремиссией, при выраженной легочной недостаточности и реконвалесцентам. Кроме того, в местные оздоровительные базы (санатории, дома отдыха, профилактории), расположенные в благоприятных микроклиматических зонах (сухая местность со смешанным лиственным лесом, подальше от сосновых массивов, так как замечено, что в ряде случаев резкий сосновый запах может поддерживать астматическое состояние), показано направление лиц, угрожаемых по бронхиальной астме, или с явлениями предболезни. В некоторых лечебных учреждениях внедрены так называемые безаллергенные палаты, в которых формируется воздушная среда со сниженным содержанием аллергенов с помощью воздухоочищающих аппаратов, позволяющих элиминировать пыль, пыльцу растений, клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные газообразные вещества, такие, как окись азота, окись серы, табачный дым.

Закаливание

Поскольку часто бронхиальная астма носит инфекционно-аллергический характер, важно повышение общего иммунитета, что достигается закаливанием. Для закаливания детей, страдающих бронхиальной астмой, рекомендует ежедневные ножные ванны по следующей схеме: перед сном погружают в таз с чуть теплой водой (37–38°С) только ступни. Первый день вся процедура занимает только 1 минуту. Ноги из воды вынимают и насухо вытирают. На другой день ножные ванны проводят уже две минуты и так каждый день прибавляют по одной минуте. Через 10 дней температуру воды в тазу снижают до комнатной – 18-20°С. Еще через 10 дней в таз уже можно наливать воду прямо из водопроводного крана. В последующие дни ножную ванну проделывают в течение 10 минут.

studfiles.net

ЛФК при бронхиальной астме - методики и противопоказания

Бронхиальная астма – это очень серьезно заболевание, которое сопровождается многочисленными запретами и противопоказаниями. Чаще всего, люди страдающие таким заболеванием ставят крест и на физических занятиях, считая, что физкультура, гимнастика и обычные лечебные комплексы физических упражнений спровоцируют приступ и усугубят и так, достаточно сложное протекание заболевания.

Большинство людей, страдающих таким заболеванием, считают, что оптимальным вариантом в их ситуации будут: комплекс массажа, атоматерапия и даже методики народной медицины. Однако такое мнение не только является заблуждением, но и в корне ошибочно.

На самом деле лфк при бронхиальной астме — это прекрасный способ оказать оздоровительное и лечебное влияние на организм больного человека. Более того, при правильном применении комплекса лечебных упражнений от болезни можно избавиться навсегда. Для этого следует соблюдать рекомендации лечащего врача, а также тренера, который будет назначать виды упражнений. Очень важно построить ритм занятий так, чтобы не происходило нарушение его регулярности. Только такой подход даст наилучшиерезультаты.

Какой эффект дает ЛФК при бронхиальной астме

ЛФК при бронхиальной астмеПомните! Конкретный комплекс упражнений назначается врачом!

Для начала стоит разобраться в том, что физкультура, гимнастика, любой лечебный комплекс физических упражнений и даже массаж – это, прежде всего, физические нагрузки, которые различаются темпом и особенностью дыхания. В случае с бронхиальной астмой именно правильное дыхание играет огромную роль для больного. Чем лучше организован дыхательный процесс пациента, тем безопаснее будут лечебные упражнения и тем скорее он пойдет на поправку.

Лфк при бронхиальной астме имеет следующие положительные эффекты:

 

  • Нормализуется и даже улучшается вентиляция легких пациента.

  • Восстанавливается и стабилизируется баланс между возбуждением и торможение импульсов ЦНС.

  • Снижается количество спазматических приступов.

  • Легкие пациента подвергаются профилактике против энфиземы.

  • Мышечные ткани находятся в тонусе и успешно противостоят атрофированию.

  • Пациент самостоятельно учиться управлять своим дыханием во время астматических приступов.

Порой с такими задачами не в состоянии справить даже курс медикаментозного лечения и постельный режим, однако стоит помнить, что заниматься физкультурой, гимнастикой или проходить курс лечебного массажа стоит только после того, когда пройдет обострение.

Дыхательная гимнастика.

Лечебные упражнения: методика, необходимость и противопоказания

Лфк при бронхиальной астме включает в себя две важных фазы:

  1. На первом этапе пациент занимается дыхательной лечебной гимнастикой, цель которой научить человека осуществлять контроль за своим дыхание и строить его правильный ритм.

  2. На втором этапе добавляются непосредственно комплекс физических упражнений, которые обеспечивают «разогрев» мышц, засчет чего в легкие и проникает необходимое количество воздуха.

Для достижения максимально возможного эффекта, исключив нанесение вреда организму, больному следует придерживаться специально разработанному комплексу лечебных упражнений, которые направлены именно на дыхательные органы. Это значит, что при составлении курса упражнений тренер должен учитывать все важные моменты, а именно:

  1. вес, рост и возраст пациента;

  2. форму заболевания и насколько тяжело оно протекает;

  3. частоту астматических приступов.

ЛФК при бронхиальной астмеПомните! Конкретный комплекс упражнений назначается врачом!

Лучше всего, сначала согласовать виды упражнений с лечащим врачом больного и только после этого приступать к физкультуре.

Мы уже отмечали, что гимнастика и физкультура могут помочь не только снизить симптоматику заболевания, но и помочь излечиться от него в полной мере, однако стоит отметить конкретные задачи, которые ставит перед собой лфк при бронхиальной астме. К таковым относятся:

  • Нормализация дыхательного акта в целом.

  • Развитие мускулатуры грудной клетки и увеличение ее подвижности.

  • Повышение иммунной устойчивости пациента к негативным воздействиям окружающей среды.

  • Психологическое выздоровление пациента.

Однако особенность назначения гимнастики и массажа, а также лечебных упражнений в основном заключается в умении контролировать свой организм.

Впрочем, такие занятия могут быть разрешены не всем пациентам. Людям, которые наряду с бронхиальной астмой имеют еще и обще противопоказания к проведению ЛФК, категорические противопоказанная такая физкультура. Также, заниматься не стоит пациентам, страдающим сердечной недостаточностью и имеющим астматический статус.

Непосредственно комплекс упражнений можно найти в любом специализированном пособии или на любом электронном ресурсе. Обычно он состоит из десяти видов упражнений, на каждое из которых отводится порядка 5-6 минут. Между занятиями перерыв 1-2 минуты. После физкультурных упражнений рекомендуется сделать массаж. Стоит отметить, что массаж также должен быть специфическим, который проводится именно при бронхиальной астме.

Очень важно знать, что сразу же после занятий не рекомендуется идти в душ, а лучше подождать полчаса. Комплекс специальных упражнений и массажа, выполняемый регулярно достаточно быстро приведут к стабилизации дыхательного процесса.

Бронхиальная астма. Что делать, чтобы дышать.

Выводы

Исходя из написанного можно сделать ряд выводов. Прежде всего, пациенту, страдающему бронхиальной астмой не стоит полностью отказываться от физических упражнений. Более того, если медикаментозные средства не помогли, а постельный режим не спасает от приступов астмы, то следу обратиться именно к физкультурному комплексу.

Однако и в этом случае очень важно помнить, что некоторым пациентам физические упражнений все же противопоказаны.

Физические упражнения подбираются исключительно по индивидуальным параметрам пациента, и перед тем как приступать к их выполнению следует проконсультироваться с врачом.

Сами упражнения строятся по принципу оказания максимального воздействия на развитие грудной клетки пациента и повышения ее работоспособности. Кроме того, больной в процессе физкультурных занятий должен самостоятельно научиться контролировать свой дыхательный акт и как следствие снизить количество астматических приступов до минимума.

Большое значение играет правильность и регулярность исполнения физкультурных упражнений. Также следует соблюдать все рекомендации, которые дают специалисты относительно проведения занятий. Очень важное место отводится массажу, который также должен быть специальным.

ЛФК при бронхиальной астме – это прекрасный способ борьбы с этим сложным заболеванием. Такой подход позволит не только снизить количество приступов, но и даст шанс избавиться от болезни навсегда.

allergiyainfo.ru