Узнаём: лфк при бронхиальной астме. Лфк бронхиальная астма


ЛФК при бронхиальной астме | Аптека в Доме

ЛФК при бронхиальной астме фотоБронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание, которое проявляется приступами удушья. Основным условием, обуславливающим развитие бронхиальной астмы, является врожденная или приобретенная повышенная чувствительность бронхов к раздражителям различного вида. Провоцирующими факторами бронхиальной астмы называют инфекционные и неинфекционные экзоаллергены. Заболевание является следствием нестандартной реакции организма на различные раздражители, которые провоцируют изменения в бронхах – появляется удушье, кашель, отделяется вязкая мокрота.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме позволяет: расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, затылка; улучшить работу диафрагмы, облегчить откашливание, предупредить эмфизему легких, а также увеличить эластичность грудной клетки, обучить правильному дыханию. Следует отметить что, не смотря на огромную пользу, которую способна оказать лечебная физкультура на организм заболевшего, к ней имеются противопоказания. Среди основных противопоказаний выделяют дыхательную и сердечную недостаточность.

Методы воздействия

Методика лечебной физкультуры строится на индивидуальном подходе к каждому пациенту. Учитывать следует тяжесть заболевания, частоту приступов, возраст пациента. Перед началом занятий рекомендован подготовительный период – 2-3 дня, он необходим, чтобы ознакомиться с состоянием пациента, его возможностями. Дыхательная гимнастика обычно начинается с поочередного произношения гласных и согласных, шипящих, а также простейших гимнастических упражнений, массажа. Тренировки по углублению дыхания имеют нарастающую интенсивность, сначала звуки произносятся в течение 5-7 секунд, а затем 30-40. Основная задача тренера научить больного поверхностному дыханию, без глубоких вдохов, так как глубокий вдох может привести к раздражению бронхиальных рецепторов и последующему спазму. В комплекс упражнений также входят: сгибание, разгибание туловища, наклоны, отведение и вращение конечностей. Основные исходные положения, применяемые на занятиях: лежа на спине, головной конец кровати приподнят; сидя на стуле.

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

При лечении бронхиальной астмы применяется комплекс физических упражнений, которые способствуют нормализации корковой динамики и нервной регуляции дыхательного акта. В результате выполнения упражнений происходит урежение дыхания, восстановление моторно-висцеральных рефлексов, которые регулируют тонус бронхов во время физической работы. Дыхательные упражнения с произношением звуков способствуют уменьшению спазма бронхов и бронхиол. Повышение адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности также благотворно влияет на состояние пациента. Кроме этого, усиливаются обменные процессы, упражнения помогают предупредить эмфизему легких. За счет укрепления дыхательных мышц, произвольного усиления выдоха, а также овладения различными дыхательными техниками больной может контролировать наступление приступов и облегчать их течение.

Выполнение упражнений

Лечебная гимнастика обычно назначается в периоды стихания приступов, когда общее состояние больного улучшается, и нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физкультура призвана решать задачи общего укрепления организма, приводить в норму протекание нервных процессов, снимать спазмы бронхов, восстанавливать нормальный дыхательный акт. Лечебная физкультура также способствует укреплению дыхательной мускулатуры, восстановлению навыков правильной осанки, нормализации экскурсии грудной клетки. Объем нагрузки определяется в зависимости от возраста пациента, тяжести заболевания, уровня физической подготовки.

Людям с бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, которые влекут за собой натуживание, задержку дыхания. Комплекс упражнений обычно содержит в себе: общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения на увеличение подвижности грудной клетки, дыхательные упражнения, призванные привить пациенту способность контролировать и управлять собственным дыхательным актом. Особенное внимание в упражнениях отводится тренировке диафрагмального дыхания и удлиненного выдоха, укрепления мышц брюшного пресса. Рекомендуемые дыхательные упражнения заключаются в поочередном произношении гласных и согласных звуков, что сочетается с сокращением мимической мускулатуры.

Примеры упражнений:

  1. Применение статического дыхания с произвольным урежением, длительность 30-40 сек.

  2. Сжать кисти в кулак, руки поднести к плечам – сделать вдох. Принять исходное положение – выдох.

  3. Согнуть ногу вперед, обхватить руками и подтянуть к животу – выдох, принять исходное положение – вдох.

  4. Выполнить поворот в сторону с отведением руки ладонью вверх – вдох, исходное положение – выдох.

  5. Упражнение на дыхание с удлинением выдоха и произношением звуков «ш», «ж».

  6. Выполнить наклон в сторону, рука скользит вниз по ножке стула – выдох, вернуться в исходное положение – вдох.

  7. Исходное положение – стоя, ноги врозь, кисти располагаются на нижних ребрах сбоку. Отвести локти назад, происходит сдавливание грудной клетки – вдох. Сведение локтей и выдох.

  8. Исходное положение – стоя, руками держась за спинку стула. Приседаем – выдох, исходное положение – вдох.

  9. Исходное положение – ноги врозь, руки на пояс. Выполняем дыхательные упражнения с удлинением выдоха, на выдохе, вытянув губы трубочкой, произносим звуки «а», «о».

  10. Медленная ходьба, сочетаемая с дыханием.

  11. Исходное положение – ноги врозь, руки на пояс. Выполнить наклон вперед, достать руками сидение стула, выдохнуть, вернуться в исходное положение – сделать вдох.

  12. Исходное положение – лежа на спине. Руку приподнять – вдох, расслабить мышцы, уронить руку на постель – выдох.

  13. Исходное положение – то же. Поднимаем ногу и выдох. И.п. и вдох.

  14. То же исходное положение. Применяется диафрагмальное дыхание с урежением частоты.

  15. Ходьба в сочетании с дыханием.

  16. Исходное положение – сидя, положить руки на колени. Выполнить наклон вперед, руки мягко скользят по ногам – выдох, принять и.п и вдох.

  17. Исходное положение – сидя, руки поставить на пояс. Отвести левую руку в сторону, а правую вперед, одновременно выпрямить левую ногу. Повторить в другую сторону.

  18. Исходное положение – сидя, руки положить на колени. Сгибаем и разгибаем ноги в голеностопных суставах, одновременно сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

  19. Массаж.

Читайте еще:упражнения при беременности

Избавляемся от астмы с помощью гимнастики Стрельникова видео

Бронхиальная астма у детей видео

Похожие статьи:

apteka-vdome.ru

ЛФК при бронхиальной астме

16 ноября 2015

Просмотров: 1739

Оглавление: [скрыть]

  • Бронхиальная астма
  • Симптомы бронхиальной астмы у детей
  • Симптомы бронхиальной астмы у взрослых
  • Народные средства лечения бронхиальной астмы
  • ЛФК при бронхиальной астме
  • Упражнения лечебной гимнастики при бронхиальной астме
  • В заключение несколько слов

ЛФК при бронхиальной астме назначается лечащим врачом каждому пациенту, страдающему этим недугом, в периоды ремиссии, а также при полном отсутствии противопоказаний. В случаях острой сердечной недостаточности любые физические занятия и нагрузки запрещены. Рядом с такими больными всегда должен находиться лечащий врач, который вовремя проконсультирует и назначит курс лечения, предупредив осложнения.

Проблема бронхиальной астмы

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма — это постоянно присутствующее воспаление дыхательных путей, провоцирующее сужение просветов бронхов, что вызывает у больного сильные приступы удушья и спазмы. Древние греки называли астму одышкой, тяжелым дыханием.

Схема бронхиальной астмыСледует отметить, что обычно это заболевание имеет хроническую форму. Среди взрослых на планете испытывают этот недуг около 7% населения, среди детей эта цифра доходит до 30-35 %.

В настоящее время увеличивается общее количество больных бронхиальной астмой. Этому способствует сильная аллергизация населения, ухудшение экологии, особенно в мегаполисах и промышленных поселках, где население не защищено от антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Недуг этот весьма коварен, зачастую, не получая надлежащего ухода, больной может очень быстро умереть. Бронхиальная астма может вызывать серьезные осложнения во всех внутренних органов, увеличивая риск почечной и сердечной недостаточности.

Вернуться к оглавлению

Симптомы бронхиальной астмы у детей

Дети могут болеть бронхиальной астмой даже в младенческом возрасте. Течение болезни обычно носит хронический характер, сопровождаясь периодами резких рецидивов.

Имбирь при бронхиальной астмеК основным симптомам детской астмы принято относить:

  • внезапный кашель по ночам;
  • свистящее дыхание;
  • затрудненное дыхание;
  • чувство заложенности за грудиной;
  • усиленные приступы удушья в периоды респираторных инфекций;
  • усиление удушья после контактирования с аллергенами;
  • сильные одышки в момент физических нагрузок.

Существует интересное мнение психологов о детской астме, к которому стоит прислушаться. Астмой страдают дети, которые не могут «высказаться» дома, даже в кругу очень близких людей. Ведь астма — это психосоматическое заболевание. Когда происходит негативное воздействие на психику ребенка, следом за этим страдает тело.

Самое опасное то, что диагноз обычно ставится гораздо позднее выявленных симптомов, что затрудняет лечение и переводит заболевание в хроническую форму.

Вернуться к оглавлению

Симптомы бронхиальной астмы у взрослых

Гранат при бронхиальной астмеВзрослому человеку проще отследить нехарактерные изменения поведения своего организма, чем ребенку. Особенности астмы у взрослых и детей не слишком разнятся. Хотя есть некоторые отличительные симптомы, например:

  • сильная сонливость в течение светового дня;
  • нетипичный кашель, возникающий после пробежки;
  • удлинение выдоха;
  • частое поверхностное дыхание;
  • свистящие хрипы при дыхании.

При получении первых сигналов от организма нужно незамедлительно сделать комплексную диагностику, чтобы не запустить болезнь, так как обычно некоторое время после первых приступов начинается фаза мнимого благополучия, и она вовсе не означает, что недуг отступил.

Вернуться к оглавлению

Народные средства лечения бронхиальной астмы

Не стоит исключать возможность излечения этого тяжелого недуга народными средствами. Издавна астму лечили имбирным чаем, ирландским мхом, мать-и-мачехой.

Вот несколько интересных и доступных рецептов.

Мед при бронхиальной астмеСмешать в равных количествах сок имбиря, сок граната и мед. Принимать по 1 ст. ложке три раза в день за полчаса до еды.

В равных пропорциях взять лист подорожника, цвет бузины, лист росянки и фиалку трехцветную. 4 ч. ложки полученной смеси залить стаканом кипятка, варить на водяной бане в течение 5 минут, процедить. Отвар выпивают в течение дня за 3 приема до еды.

250 г черного молотого кофе залить 500 мл жидкого меда. Хорошо перемешав, дать настояться в течение суток. Принимать перед едой по 1 ст. ложке в течение 20 дней.

40 головок мелкого семенного лука залить кипятком и подождать, когда они размягчатся, воду вылить. Лук размять в оливковом масле и пассеровать на сковороде до кашеобразного состояния. Принимать утром и вечером перед едой по 1 ст. ложке.

Вернуться к оглавлению

ЛФК при бронхиальной астме

За свое здоровье всегда стоит бороться. Существует масса мероприятий, и можно выбрать те, которыми будет приятно заниматься, чтобы излечиться от своих недугов.

Черный кофе при бронхиальной астмеЛечебная физкультура на первый взгляд может показаться не столь действенной, как некоторые лекарственные препараты. На самом деле ЛФК в силе помочь избавиться от системных заболеваний дыхательной системы.

ЛФК оказывает благотворное действие на газообмен, что так важно при бронхитах и астме. После первых занятий повышается общий тонус организма, появляется вера в собственные силы для борьбы с недугом. При астме грамотно подобранный комплекс упражнений заметно улучшит кровообращение в плевральной области, благодаря чему мокрота будет разжижаться и легче отходить из бронхов. Лечебная гимнастика будет способствовать улучшению эластичности тканей, благодаря чему оболочки бронхов и легких не будут атрофироваться и гиперимироваться.

Вернуться к оглавлению

Упражнения лечебной гимнастики при бронхиальной астме

Упражнения лечебной гимнастики при бронхиальной астмеНачинать физические упражнения при данном недуге обычно рекомендуется с дыхательной разминки. Выполнять ее следует стоя или сидя при прямой спине и расслабленной группе мышц грудины, делая глубокие вдохи и продолжительные выдохи.

Очень эффективно упражнение японских самураев, которое пришло в Европу из глубокой древности. Набрав полную грудь воздуха, нужно затаить дыхание и держать воздух в себе как можно дольше, затем очень медленно выпускать воздух небольшими порциями, не заглатывая при этом новый через носовой проход или ротовую полость. Детям нужно помогать зажимать нос при этом упражнении. Выполняя это упражнение хотя бы раз в день, больной почувствует улучшение работы сердца, снижение одышки, ослабление кашля.

Упражнения при бронхиальной астме необходимо делать с паузами, заполняя их свободными произвольными движениями в течение 30 секунд минимум.

Подорожник при бронхиальной астмеВот еще ряд полезных упражнений физкультуры при бронхиальной астме:

  1. Двумя пальцами (обычно большим и указательным) придавить обе ноздри, чтобы преградить прохождение воздуха, но не перекрыть полностью дыхательные пути; с силой втягивать и выталкивать воздух в таком положении в течение 2-3 минут.
  2. Свернуть губы трубочкой, чтобы верхняя губа поджала носовые ходы, но не перекрыла их полностью; втягивать воздух через ротовую полость мелкими порциями, не подключая нос, в течение 2-3 минут.
  3. Лежа на спине, положить руки вдоль туловища, на вдохе медленно их поднять и завести за голову; на выдохе медленно вернуть их в исходное положение.
  4. Лежа на спине, левую руку завести за голову, правую — вдоль туловища; затем правую перемещаем вдоль туловища, а левую заводим за голову; дыхание произвольное; убыстряем темп смены рук и дыхания соответственно.
  5. Лежа на животе, руки положить вдоль туловища, голову и плечи поднять как можно выше, не отрываясь от пола, удерживать такую позу несколько секунд, затем опуститься на пол и отдохнуть.
  6. Лежа на животе, ладонями упереться в пол на уровне грудной клетки; на вдохе приподнять верхнюю часть туловища и прогнуть поясничный отдел, на выдохе опустить корпус.

После такой лечебной физкультуры рекомендован дренажный массаж, некоторым больным по указанию доктора делают ингаляцию.

Однако не стоит забывать, что не всем больным показаны физическая активность и упражнения, для некоторых больных ЛФК ограничивается только дыхательной гимнастикой.

Вернуться к оглавлению

В заключение несколько слов

Хотя течение бронхиальной астмы длительное, при раннем выявлении и серьезном неотложном комплексном лечении результаты не заставят себя ожидать. Специальные медицинские программы и широкий спектр препаратов для всего возрастного диапазона общедоступны на сегодняшний день.

К большому сожалению, мировая статистика свидетельствует о том, что около 10% больных бронхиальной астмой не удается спасти. Главной причиной их смерти являются поздние реанимационные мероприятия, когда уже невозможно восстановить даже минимальную вентиляцию легких.

Детей, испытывающих этот недуг, необходимо закалять и оздоравливать в специальных санаториях, в которых предусмотрен комплекс лечебных мероприятий.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

astma03.ru

ЛФК для детей при бронхиальной астме

ЛФК для детей при бронхиальной астме

 Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности. Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется  не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы — спирали Куршмана или кристаллы Шарко—Лейдена — обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых. При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами: а) растирание сухим полотенцемб) комфортный душв) своевременная смена нательного и постельного бельяг) контрастное обливаниед) массаж лицае) растирание подошв догорячаж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгкихз) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура, потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия. Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит: -  улучшение и нормализация бронхиальной проходимости-  улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева-  улучшение и нормализация внешнего дыхания-  улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта-  увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры-  десенсибилизация организма ребёнка-  нормализация основных нервных процессов-  предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата-  повышение неспецифической сопротивляемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки5) корригирующие упражнения6) упражнения для мышц живота.Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков "О", "А", "У", "И", чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков "Д", "З", "Р", "Г" с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине  с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и "звуковая гимнастика", упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения  в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием  занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 - руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 - наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 - вернуться в и.п. (естественный вдох).3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 - наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад - в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).5. И. П. – упор лёжа. 1 - упор присев (мощный выдох). 2 - толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 - подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 - подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №21. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить "с-с". Повторить 4-5 раз.2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 - повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук "м-м". Повторить 4-5 раз.3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 - поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 - руки опустить вниз.3 - плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 -  вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук "ф-ф". Повторить 3-4 раза.4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 - поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 - медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук "с-с". Повторить 4-5 раз.5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 - поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 - медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 - медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить "у-у-ух" до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 - руки с мячом к груди (вдох). 3-4 - толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха "б-р-у-ух". Сделать 5-6 бросков.7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 - руки вверх за голову (вдох). 3-4 - бросок мяча вперёд с громким произнесением "ж-ж-о-х". Повторить 5-6 раз.8. Ходьба на месте - 1 минута.9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №31. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 - руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: "м-м-м". Повторить 4-5 раз.2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 - руки вперёд (вдох). 2-3 - наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: "з-з-з". Повторить 3-4 раза.3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.1 - вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 2 - вернуться в и.п. – вдох. 3 - наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 4 - и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 - вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: "п-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 - вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) - выдох. 2 - вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: "б-а-х-х". Повторить 3-4 раза.6. И. П. – основная стойка. 1 - подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: "ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.7. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 - медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: "о-х-х-х". Повторить 8-10 раз.8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос - 1,5 минуты.9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос  - 1 минута.10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 - руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 - медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 - вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: "ф-ф-ф".Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:1) Упражнение "Маятник"И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 - ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох.2) Упражнение "Тачка"И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

ЛФК для детей при пневмонии

ЛФК для детей до года

ЛФК при плоскостопии у детей

ЛФК при косолапости у детей

Ревматизм у детей, заболевание ревматизмом

lfk-gimnastika.com

ЛФК при бронхиальной астме: комплекс упражнений

Выполнение ЛФК при бронхиальной астмеЛФК при бронхиальной астме – это один из эффективных способов реабилитации и укрепления легочной деятельности, а также стимулирования жизненных функций пациента для улучшения его общего состояния.

Лечебная гимнастика полезна больным всех возрастных категорий и с любой формой астмы. Упражнения помогают улучшить вентиляцию и обращение крови в легких, газообмен, дренаж бронхов.

Цели физкультуры

ЛФК при данном заболевании обеспечивает укрепление организма, восстановление нервно-эмоциональной устойчивости, снятие бронхоспазмов и нормализацию дыхания.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме стремится улучшить:

  • работу мышц, принимающих участие в дыхании;
  • подвижность в районе грудной клетки;
  • физиологию дыхания;
  • дренаж бронхов на фоне интенсивного выделения слизи;
  • физическое состояние организма, выносливость;
  • качество жизни больного и его эмоциональное состояние.

Механизм работы ЛФК

Наклоны туловища впередНаклоны туловища вперед выполняются 5-6 раз

Умеренные нагрузки помогают нормализовать кровообращение, снабжение кислородом организма. Это очень важно, поскольку астма приводит к кислородному голоданию внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы.

Комплекс упражнений нормализует висцерально-моторные рефлексы, что дает возможность снизить частоту дыхания, укрепляет дыхательные мышцы для контроля и предотвращения приступов. Звуковая гимнастика – это профилактика эмфиземы легких, улучшение обмена веществ, выброс адреналина.

Особый упор делается на укрепление мышц брюшной полости, развитие диафрагмального дыхания со специфическим удлиненным выдохом. Индивидуальный подбор упражнений позволяет учесть особенности течения заболевания, возраст и физическую форму пациента, а также степень тяжести болезни.

Дыхательная гимнастика

  • ИП — стоя. Наклоны туловища вперед, руки без напряжения свешиваются. Носовой вдох, выдох удлиненный (в два-три раза длиннее вдоха), через рот (УВ).
  • ИП – стоя, руки по швам. На вдохе подтягиваются кисти к подмышкам. При УВ руки тянутся сначала вверх, потом спускаются вниз без напряжения.
  • ИП – стоя, руки по швам. Глубокий вдох, затем на УВ подтягивается правое колено к груди с помощью рук. Возврат в ИП, и то же для другой ноги.
  • ИП – сидя, спина ровная, прислонена к спинке стула. Вдох, после которого на УВ делается боковой наклон, рука соскальзывает вниз. То же для другой стороны.

Каждое задание выполняется 5-6 повторов. Важно контролировать, чтобы выдох оставался удлиненным.

Наиболее известные авторские дыхательные комплексы – это гимнастики Стрельниковой и Бутейко. Обе методики являются эффективными, однако осваивать их необходимо под надзором специалиста.

Упражнения в период обострения

Наклоны вперед сидяВыполняя упражнения, ни в коем случае не переутомляйтесь

ЛФК во время обострения заболевания не должна содержать утомительных или содержащих долгую задержку дыхания заданий.

Количество укрепляющих упражнений и на дыхание должно быть равным.

  • ИП — полулежа на большой подушке под спиной. Медленный диафрагмальный носовой вдох, выдох ртом, втягивая диафрагму.
  • ИП – сидя, спина опирается на спинку стула. При вдохе руки сгибаются и поднимаются к плечам. На выдохе сводятся на груди.
  • ИП – сидя. При вдохе руки разводятся в стороны. На выдохе наклон вперед, руки опускаются к полу.

Все задания повторяются 5-6 раз, ни в коем случае не переутомляя больного.

При облегчении болезни постепенно добавляются упражнения для рук и ног. Необходимо контролировать состояние пациента, делать перерывы для отдыха.

Звуковая гимнастика

Разновидность дыхательной гимнастики, включающая в себя произнесение определенным образом гласных и согласных, показывает положительные результаты и не имеет противопоказаний. Суть гимнастики состоит в передаче вибрации голосовых связок бронхам и трахее, что приводит к расслаблению их мускулатуры.

  • Подготовительный этап. Вдох через нос, на выдохе (4-5 сек.) произносятся гласные – е, у, о, и.
  • Рабочий этап. Тем же образом произносятся согласные – с, з, р.
  • Заключительный этап. Согласные щ, ж, ш.
Выполнение звуковой гимнастикиЗвуковая гимнастика включает в себя произнесение определенным образом гласных и согласных

Первую неделю комплекс исполняется 1-2 раза в сутки до 5 минут. Затем продолжительность увеличивается вплоть до 30 минут (выдох до 30 сек.), однако более важной является регулярность, а не длительность занятий.

Эти упражнения при астме могут использоваться в качестве разминки перед основным комплексом, а также позволяют устранить спазм бронхов.

Стоит воздержаться от упражнений во время кашлевого приступа или одышки. Пациент не должен переутомляться.

Особенности дыхательной гимнастики у детей

В настоящее время разработано несколько детских комплексов, освоение которых не требует особой подготовки, однако назначать упражнения при бронхиальной астме должен специалист. Положительно зарекомендовала себя гимнастика Бутейко.

Ежедневный комплекс для детей не должен превышать 30 минут. Занятия необходимо проводить в максимально приближенной к игровой форме. Наиболее простыми считаются упражнения по задержке дыхания с последующим спокойным темпом и малой глубиной.

Аэробные упражнения

В период ремиссии, кроме дыхательных упражнений, следует проводить регулярные (3-4 раза в неделю) занятия на открытом пространстве. При этом следует соблюдать осторожность и избегать провоцирующих астму факторов (в том числе аллергенов).

Для увеличения нагрузки можно использовать небольшие отягощения, спортивные снаряды. Оптимальными считаются велосипед, бег трусцой, ходьба, водные виды спорта.

Если вдруг вы заболели бронхитом, и собираетесь ставить себе уколы, обязательно ознакомьтесь со статей про уколы при бронхите.

Противопоказания к ЛФК

Основным фактором, препятствующим занятиям ЛФК, является астматический статус. Кроме того, при одышке свыше 25 вдохов в минуту или дыхательной недостаточности 3 стадии придется воздержаться от тренировок до нормализации состояния.

Однако при завершении периода обострения следует вновь начинать занятия с дыхательных упражнений, которые ускорят процесс выздоровления.

Резюме

Физическая культура является хорошим подспорьем при лечении различных болезней, укрепляя организм, развивая координацию. ЛФК при бронхиальной астме также играет очень большую роль в нормализации состояния пациента. Однако важно правильно подобрать персональный комплекс упражнений, изучать его под надзором специалиста.

ovdohe.ru


Смотрите также