Глава 9. Астма школа программа


ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «__23__»___марта____2015  г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ  О  ШКОЛЕ  ЗДОРОВЬЯ  ДЛЯ  БОЛЬНЫХ

БРОНХИАЛЬНОЙ  АСТМОЙ

 

1. Общие положения.

 

1.1.          Школа здоровья для больных бронхиальной астмой (далее - Школа) создается как

структурное подразделение на базе амбулаторно- поликлинического учреждения.

 

1.2.          Руководитель школы – врач – пульмонолог осуществляет руководство           

работой Школы, проводит занятия для больных.

 

1.3.          Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности

руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет ГУЗ «УОКЦПП».

 

2.            Основные задачи Школы.

 

2.1.    Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения 

бронхиальной астмы сегодня.

2.2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность 

противоастматического лечения.

2.3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении   

астмы, предотвращать его.

2.4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

2.5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

пикфлоуметр.

2.6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от  

этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

 

 

 

3.           Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой.

 

3.1.          Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

тактике оказания помощи.

 

3.2.          Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

риск развития его осложнений.

 

3.3      Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в 

домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств              доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

 

3.4        Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

бронхиальной астме.

 

3.5.     Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния 

на здоровье.

 

3.6. Убедить в необходимости бросить курить.

 

3.7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

 

3.8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

 

 

4.          Основная деятельность Школы.

 

4.1.          Обучение больных с бронхиальной астмой по основным программам.

 

4.2.          Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с бронхиальной

астмой, обучающихся в Школе.

 

4.3.          Анализ эффективности обучения больных с бронхиальной астмой.

 

4.4.          Взаимодействие со Школами в других ЛПУ, обмен опытом работы с целью ее

совершенствования.

 

 

5.          Стандарт оснащения Школы.

 

5.1.          Стулья – 12 шт.

 

5.2.          Столы без тумбочек - 5 шт.

 

5.3.          Кресло для обучающего специалиста – 1 шт.

 

5.4.          Доска маркерная – 1 шт.

 

5.5.          Тумбочки – 2 шт.

 

5.6.          Шкаф платяной – 1 шт.

 

5.7.          Шкаф для размещения наглядных пособий – 1 шт.

 

5.8.          Пикфлоуметр – 12 шт.

 

5.9.          Ростомер – 1 шт.

 

5.10.       Весы напольные – 1 шт.

 

5.11.       Сантиметровая лента – 1 шт.

5.12.       Комплекты структурированных программ обучения по темам – 3 шт.

 

5.13.       Демонстрационное оборудование – 1 шт.

 

5.14.       Копировальный аппарат – 1 шт.

 

5.15.       Компьютер с принтером – 1 шт.

 

5.16.       Комплект систем ингаляционной доставки лекарств – 2 шт.

 

5.17.       Комплект оборудования для длительной кислородотерапии на дому – 1 шт.

 

5.18.       Пульсоксиметр – 1 шт.

 

5.19.       Прибор для измерения окиси углерода выдыхаемого воздуха – 1 шт.

 

5.20.       Прибор для измерения окиси азота выдыхаемого воздуха. – 1 шт.

 

                                                         

 

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «_23___»___марта____2015  г.

 

 

ПРОГРАММА  РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ

БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

 

     Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое.

 

Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает

 

информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений

 

и практических навыков у пациентов.

 

     Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов,

 

имеющих близкие уровни дыхательной недостаточности, уровень риска.

 

     Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности

 

организации включение дополнительных тем.

 

Цели:

 

1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

тактике оказания помощи при бронхиальной астме.

 

2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

риск развития его осложнений.

 

3. Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в 

домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств              доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

 

4. Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

бронхиальной астме.

 

5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния 

на здоровье.

 

6. Убедить в необходимости бросить курить.

 

7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

 

8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

 

Задачи:

 

1.    Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения 

бронхиальной астмы сегодня.

2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность 

противоастматического лечения.

3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении   

астмы, предотвращать его.

4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

пикфлоуметр.

6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от  

этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

 

 

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

 

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «__23__»__марта_____2015  г.

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

 

Тема

Дата проведения

Ответственный

1.

Что надо знать о бронхиальной астме?

 

 

Первый  и третий понедельник месяца

Демина О.В.

2.

Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.

 

 

Первый и третий вторник месяца

Демина О.В.

3.

Терапия и питание при БА.

 

 

Первая и третья среда месяца

Демина О.В.

4.

Физическая активность при БА.

 

 

Первая и третья пятница месяца

Демина О.В.

5.

Ингаляционная терапия БА.

 

 

Второй и четвертый понедельник месяца

Демина О.В.

6.

Профилактика и лечение БА.

 

 

Второй и четвертый вторник месяца

Демина О.В.

7.

Ночная астма. Пищевая аллергия.

 

Вторая и четвертая среда месяца

Демина О.В.

 

 

 

 

 

 

uokcpp.ru

ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

 

 

Положение о школе для больных бронхиальной астмой

 

1. Общие положения

 

1.1 Школа для больных бронхиальной астмой, далее «Астма-школа» организуется в составе отделений врачей общей практики, поликлиники МУЗ «Козловская ЦРБ».

1.2 «Астма-школу» возглавляет врач ООВП.

1.3 «Астма-школа» осуществляет свою деятельность на основании плана занятий.

1.4 Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем согласно объему и характеру деятельности.

 

2. Основные цели и задачи

 

2.1 Получение пациентом представления о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, характере ее течения, методах лечения.

2.2 Приобретения навыков контроля за течением бронхиальной астмы и оценки своего состояния.

2.3 Создание партнерских отношений между врачом и пациентом на основе сознательного подхода последнего к лечебному процессу.

2.4 Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение.

2.5 Ведение дневника самоконтроля и ведение дневника здоровья.

 

3. Ожидаемые результаты

 

3.1 Снижение количества приступов астмы и снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания, осложнения и смертности от них.

3.2 Снижение частоты повторных госпитализаций.

3.3 Отсутствие ночных симптомов астмы.

3.4 Восстановление прежней физической активности.

3.5 Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.

3.6 Улучшение качества жизни больного и выработки у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.

 

4. Принципы организации обучения.

 

4.1 Оснащение: кабинет, таблица («строение бронхиального дерева»), спейсер, прибор для самоконтроля, памятки для больных.

4.2 Формирование групп обучающихся: занятия большей частью индивидуальные. Целесообразно создавать группы не более 5-6 человек. За цикл проводится 5 занятий.

 

Критерии оценки эффективности

 

1. Снижение количества приступов астмы.

2. Снижение частоты повторных госпитализаций.

3. Отсутствие ночных симптомов астмы

4. Восстановление прежней физической активности.

5. Улучшение качества жизни.

 

 

 

Тематический план «Школы для больных бронхиальной астмой»

 

Занятие 1.

 

Понятие о бронхиальной астме. Анатомия и физиология дыхательных путей. Аллергологическое обследование. Специфическая терапия. Элиминационные факторы.

 

Занятие 2.

 

Лечение бронхиальной астмы. Ингаляционная техника. Базисная терапия. Негормональные и гормональные препараты в лечении БА.

 

Занятие 3.

 

Лечение обострений. Немедикаментозные методы лечения (ПФК, ФТЛ и т.д.). Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии. Пикфлуометрия. Обучение ведению дневника самоконтроля.

 

Занятие 4.

 

Навыки поведения при приступе удушья и в период обострения бронхиальной астмы.

Занятие 5.

Подведение итогов и контроль полученных знаний.

www.kozlovka-crb.med.cap.ru

Глава 9.

Образовательные программы (Астма-школа)

Эффективность лечения детей, больных БА зависит от тщательного выполнения родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей часто приводит к игнорированию назначений врача, что ухудшает прогноз болезни. Образование родителей является необходимой частью комплексной программы лечения и профилактики болезни. Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в астма-школе.

Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности терапии БА у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. Астма – школа включает циклы лекций и практические занятия, необходимые для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля, психологической коррекции поведения больного и членов семьи. Программа подготовки должна включать следующую базисную информацию:

  • Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.

  • Информацию о триггерах, факторах риска, методах профилактики.

  • Симптомы обострения, приступа, тактику оказания помощи при приступе.

  • Обучение пользованию пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.

  • Сведения о медикаментозной терапии.

  • Обучение навыкам пользования ингаляторами.

  • Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых «зон».

  • Обсуждение планов длительного ведения больного.

В России создана сеть образовательных программ, которые эффективно работают в рамках школ для детей и их родителей (28,32,59,76). В городе Чите в течение 3 лет функционирует Астма-школа на базе областного консультативно-диагностического центра для детей (главный врач – д.м.н. Бишарова Г.И.). Занятия в школе проводятся ежемесячно в течение недели и включают темы по основным вопросам причин, механизмов развития, профилактики и лечения бронхиальной астмы у детей (Приложение).

Для достижения эффекта от лечения астмы во всем мире разработаны обучающие программы для детей, их родителей, взрослых, больных астмой. Обучение в «Астма-школах» помогает больным понять свое заболевание, приобрести необходимые навыки, научиться самоконтролю и самовыведению из обострения заболевания. Методы обучения больных включают групповые и индивидуальные занятия, использование аудио- и видеокассет, печатной продукции.

С целью оценки эффективности работы Астма-школы проведен анализ анкет родителей, обучавшихся в 1998-2000 гг. До обучения анкетирование проведено среди 60 родителей, после обучения (срок от 6 до 30 месяцев) - у 45 человек. При анализе анкет выявлено, что частота обострений в год уменьшилась в два раза у 40% детей, частота пребывания в стационаре в год сократилась в три раза, частота обращений к аллергологу осталась прежней (в среднем 2,6 до обучения и 2,2 после обучения). Наличие конкретного и правильного плана оказания помощи ребенку в критической ситуации до обучения наблюдалось у 48,8%, после – у 86,6% родителей. Если знание пикфлоуметрии и спейсера до обучения наблюдалось только у 6,6% и 2,2% родителей, то после обучения этой информацией владели 77,7% и 71,1%, соответственно. Использование пикфлоуметра для оценки состояния и эффективности терапии и применение спейсера наблюдалось у 33,3% и 13,3% детей, соответственно, после обучения их родителей в Астма-школе. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности работы Астма-школы, что позволяет рекомендовать данный опыт для широкого внедрения в практику различных лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время для оценки эффективности лечения и образовательных программ используются различные варианты опросников, отражающих качество жизни детей, больных бронхиальной астмой (16,70). Основными параметрами качества жизни пациентов является ограничение двигательной активности, симптомы болезни, эмоциональная сфера.

Изучение качества жизни детей, больных бронхиальной астмой с помощью специального опросника (PAQLA) (98), который состоит из трех разделов (“ограничение деятельности”, “симптомы заболевания”, “эмоциональная сфера”) проведено у детей, больных БА. Для оценки показателей качества жизни применялась бальная шкала от 1 до 4, с расчетом интегративного показателя.

Всего опрошено 20 детей, в возрасте от 7 до 14 лет, 11 мальчиков и 9 девочек. У всех детей диагностирована бронхиальная астма: легкой степени тяжести – 2 человека, средней степени – 12, тяжелой степени – 6. При анализе полученных данных выявлено, что в большей степени снижают качество жизни симптомы заболевания (средний балл – 3,0), в меньшей степени эмоциональная сфера и ограничение деятельности (средний балл – 3,4). Интегративный показатель качества жизни зависел от степени тяжести болезни: у детей с легким течением – 4,1, со среднетяжелым – 3,3, с тяжелым течением – 2,9.

Таким образом, все дети, больные бронхиальной астмой независимо от тяжести заболевания испытывают нарушение качества жизни. По мере нарастания тяжести заболевания увеличивается процент детей с низким качеством жизни. Более выраженные изменения в эмоциональной сфере наблюдаются у мальчиков. Степень снижения качества жизни зависит от возраста ребенка. У детей препубертатного возраста (7-11 лет) преобладали умеренные изменения, а у подростков пубертатного возраста (12-14 лет) – минимально выраженные.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

studfiles.net

Диссертация на тему «Медико-социальная эффективность обучения в астма-школе и влияние образовательных программ на качество жизни у больных бронхиальной астмой» автореферат по специальности ВАК 14.00.43 - Пульмонология

1. Абрамович С.Г. Показатели качества жизни и индекс массы тела у больных гипертонической болезнью пожилого возраста // Клиническая медицина. 2004. - № 6. - С. 27-29.

2. Анализ произведенного и использованного валового регионального продукта Амурской области за 1994-2002 годы: Зап. / Амурский облкомстат. Благовещенск, - 2004. - 27с.

3. Фармакоэпидемиологическая и клиническая оценка эффективности образовательных программ и внедрение индивидуальных планов лечения больных бронхиальной астмой / В.В. Архипов, Г.В. Демидова, Н.Б. Лазарева и др. // Пульмонология. 2002. - № 1. - С. 105-109.

4. Байметова А.Ф. Влияние обучения на динамику функции внешнего дыхания у больных бронхиальной астмой / А.Ф. Байметова, А.А. Назаров// Астма. СПб., 2003. - С. 106-107.

5. Некоторые подходы к повышению качества лечения пациентов с артериальной гипертонией (опыт «школы пациента с артериальной гипертонией») / И.М. Балкаров, Д.Г. Шоничев, В.Г. Козлова и др. // Тер. арх. Т. 72. - 2000. - № 1. - С. 47-51.

6. Иррациональное и рациональное в отношении к длительному приему лекарственных средств / Т.А. Барбашина, Б.Д. Жидких, О.А. Кравченко и др. // XI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Сб. тезисов. М., 2004. - С. 130.

7. Безлепко А.В. Качество жизни больных хронической обструктивной болезнью легких при длительном лечении эреспалом / А.В. Безлепко, Е.А. Безлепко, И.А. Абашина //13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. - С. 130.

8. Белевский А.С. Бронхиальная астма: образовательные программы для больных как составная часть лечения: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -М., 2000.-44с.

9. Беленко JI. В. Влияние обучающих программ на качество жизни больных бронхиальной астмой // Воен.-мед. журн. 2001. — Т. CCCXXII. - № 6. -С. 42-46.

10. Ю.Беленко Л.В. Роль образовательных программ по бронхиальной астме в повышении качества жизни больных и сотрудничестве с врачом / Л.В. Беленко, М.В. Лещенко // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. - С. 165.

11. П.Бельтюков Е.К. Клинико-экономический анализ эффективности современной технологии ведения больных бронхиальной астмой в условиях локальной противоастматической программы // Пульмонология. 2003. - № 1. - С. 83-89.

12. Бримкулов Н. Н. Валидизация русской версии краткого опросника AQ20 для исследования качества жизни у больных астмой // Пульмонология. -1999.-№3.-С. 14-20.

13. Бримкулов Н. Н. Качество жизни у больных бронхиальной астмой: влияние недокромила натрия (Тайледа) // Пульмонология. 1999. - № 2. -С. 50-53.

14. Бримкулов Н.Н. Влияние обучающих программ на качество жизни детей, больных бронхиальной астмой / Н.Н. Бримкулов, Ш.А. Сулайманов // Рос. педиатр, журн. 2001. - № 5. - С. 19-22.

15. Обучение больных БА, находящихся под амбулаторным наблюдением / Л.С. Булкина, А.С. Белевский, Н.П. Княжеская и др. // Пульмонология. -1996. -№ 1.-С. 25-30.

16. Качество жизни больных с начальной стадией гипертонической болезни / А.В. Бурсиков, С.Е. Ушакова, И.Е. Мишина и др. // Клиническая медицина. 2004. - № 7. - С. 20-22.

17. Викулина И. Н. Комплексная оценка самоконтроля и функциональной активности детей с бронхиальной астмой как критерий эффективности педиатрической образовательной программы // Аллергология. 2001. -№4.- С. 17-22.

18. Викулина И.Н. Эффективность обучения в педиатрической астма-школе, психологические особенности и отношение к болезни детей и их родителей / И.Н. Викулина, И.В. Добряков, A.M. Красильников // Аллергология. 2002. - № 3. - С. 23-28.

19. Геппе Н.А. Роль астма-школы в комплексе лечебно-профилактических мероприятий у детей с бронхиальной астмой / Н.А. Геппе, И.В. Гребенева, А.В. Карпушкина // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. -2000. Т.45. - № 5. с. 29-34.

20. Гнездилова Е.В. Опыт работы «школы» для больных хроническим обструктивным бронхитом // Клиническая медицина. -2002. № 12. -С. 57-60

21. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». М., 1998.

22. Гребенева И.В. Эффективность ступенчатой базисной терапии и образовательных программ у детей с бронхиальной астмой: Автореф. дис. . канд. мед. наук. -М., 2002. -25с.

23. Гурылёва М.Э. Качество жизни (КЖ) больных раком легкого // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. — СПб., 2003.-С. 130.

24. Даулбаева Р.А. Проект создания сети оздоровительно-профилактических астмапульмоклубов в Казахстане / Р.А. Даулбаева, Ж.А. Доскалиев, Р.К. Кабыкенова // Астма. СПб., 2003. - С. 107.

25. Клинико-фармакоэкономические аспекты лечения хронической сердечной недостаточности у больных ИБС при проведении коронарного шунтирования / Е.П. Дронова, A.M. Хусейн, В.В. Начинкин и др. //

26. Общероссийский съезд «Сердечная недостаточность»: Сб. тезисов. — М., 2004. С.85.

27. Дугин Д.Н. Оптимизация стратегии и тактики терапии бронхиальной астмы при оказании внебольничной и стационарной помощи: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Саратов, 2004. - 25с.

28. Емельянов А.В. Оценка эффективности и безопасности комбинированной ингаляционной терапии у больных бронхиальной астмой / А.В. Емельянов, Т.Е. Елизарова // Пульмонология. 2003. - № 1. -С. 63-66.

29. Качество жизни и показатели функции внешнего дыхания у больных бронхиальной астмой / А.В. Емельянов, М.К. Зинакова, О.И. Краснощекова и др. // Тер. арх. 2001. - Т.73. - №12. - С. 63-65.

30. Ермолаев А.А. Оценка качества жизни у больных хроническим обструктивным бронхитом //12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. М., 2002. - С. 137.

31. Заболотских Т.В. Клиническая эффективность психокоррекции в комплексной терапии детей с бронхиальной астмой, обучающихся в астма-школе / Т.В. Заболотских, Д.Ч. Баранзаева, Ю.Л. Мизерницкий // Аллергология. 2003. - № 3. - С. 8-16.

32. Ибатов А.Д. Особенности эмоционального статуса и качества жизни у больных с постинфарктным кардиосклерозом / А.Д. Ибатов, Д.В. Кузьменков, О.В. Ибатова // I Общероссийский съезд «Сердечная недостаточность»: Сб. тезисов. М., 2004. — С.93.

33. Серетид: достижение контроля бронхиальной астмы и улучшение качества жизни пациентов / Н.И. Ильина, Ф.Н. Ханова, Т.А. Червинская и др. // Пульмонология. 2002. - № 4. - С. 58-65.

34. Изучение качества жизни у детей при острой пневмонии в разные периоды заболевания / И.П. Каримова, С.А. Гусарова, Н.Н. Русанова и др.// 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме.-СПб., 2003.-С. 131.

35. Кароли Н.А. Терапия больных с тяжелым обострением бронхиальной астмы / НА. Кароли, А.П. Ребров, С.А. Чушинский // Пульмонология. -2003.-№5.-С. 63-70.

36. Кирюхин А.В. Анализ низкой эффективности лечения в условиях астма-школы / А.В. Кирюхин, Ю.К. Евстропова, Н.А. Парфенова // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. — СПб., 2003.-С. 166.

37. Эффективность образовательной программы для легочных больных «Астма-школа» / Э.В. Клусова, К.И. Теблоев, Г.Г. Арабидзе и др. // XI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Сб. тезисов. М., 2004. - С. 746.

38. Эффективность образовательных программ при бронхиальной астме / Е.Г. Кондюрина, В.В. Зеленская, Т.Н. Елкина и др. //13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. — СПб., 2003. — С. 167.

39. Коршунов Н.И. Эффективность обучающих программ для пациентов с ревматоидным артритом / Н.И. Коршунов, Е.В. Большакова, А.С. Ильичева // Научно-практическая ревматология. 2003. - № 2. -С. 19-24.

40. Коршунова JI.B. Школы социальной адаптации необходимое звено в программе обучения больных бронхиальной астмой / JI.B. Коршунова, Д.Р. Ракита // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. - М., 2002. - С. 184.

41. Крошнин С.М. О социально-гигиенических особенностях инвалидов вследствие бронхиальной астмы / С.М. Крошнин, A.M. Литвинова,

42. JI.H. Чикинова 11 Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003.-№ 1. - С. 28-30.

43. Кузьмичева JI.B. Содержание биогенных аминов в лимфоцитах при бронхиальной астме / JI.B. Кузьмичева, Р.Е. Киселева // Клиническая медицина. 2004. - № Ю. - С. 34-37.

44. Кузьмишин JLE. Характеристика показателей инвалидности вследствие болезней органов дыхания в Российской Федерации / Л.Е. Кузьмишин, М.П. Баньковская, О.В. Замятина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2001. - № 3. - С. 42-44.

45. Образовательные программы для больных бронхиальной астмой в Амурской области / Е.Л. Лазуткина, Ю.С. Ландышев, А.Ю. Базилевич и др. // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. М., 2002. - С. 184.

46. Руководство для практических врачей по современным методам диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы (формулярная система) / Ю.С. Ландышев, В.А. Доровских, Н.В. Авдеева и др. Благовещенск, 2001. - 89с.

47. Ландышев Ю.С. Руководство по пульмонологии / Ю.С. Ландышев, А.В. Леншин. Благовещенск: ООО Издательская компания «РИО», 2003.-184с.

48. Ларина B.C. Оценка качества жизни больных бронхиальной астмой при лечении глюкокортикоидами / B.C. Ларина, Ю.С. Ландышев, С.А. Алатарцева //13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. - С. 132.

49. Стоимость неконтролируемого течения бронхиальной астмы / Л.Г. Ленская, Л.М. Огородова, М.В. Малаховская и др. // XI Российский

50. Ленская Л.Г. Эффективный менеджмент как способ достижения контроля над бронхиальной астмой (на модели Томской области): Автореф. дис. . д-ра. мед. наук. Томск, 2004. - 45с.

51. Лещенко И.В. О психологических особенностях больных бронхиальной астмой во время длительной базисной терапии и занятий в «астма-школе»/ И.В. Лещенко, Е.И. Кузнецова, Е.А. Медведский // Тер. арх. -1999.- Т. 71. №3. - С. 19-21.

52. Литкова В.Л. Общегородская акция «Астма-день» //13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. -С.168.

53. Литкова В.Л. Опыт работы общественной организации «Легкое дыхание»/ В.Л. Литкова, В.Ф. Сологубова // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. М., 2002. - С. 184.

54. Макроэкономические показатели экономики Амурской области за 19942004 годы: Стат. сб. / Амурский облкомстат. Благовещенск, - 2004. -63с.

55. Качество жизни у больных с хронической болезнью почек, имеющих хроническую сердечную недостаточность / Н.Я. Мардер, A.M. Шутов, В.П. Мухорин и др. // I Общероссийский съезд «Сердечная недостаточность»: Сб. тезисов. М., 2004. - С. 144.

56. Назаркина И.М. Влияние новых подходов к медикаментозной терапии на качество жизни больных хронической обструктивной болезнью легких / И.М. Назаркина, Ю.А. Осипов, Л.С. Федосеева // XI Российский

57. Основные социально-экономические показатели Амурской области в сравнении с Российской Федерацией за 2002-2004 г.г.: Бюллетень / Амурский облкомстат. Благовещенск, - 2004. - 45с.

58. Качество жизни инвалидов вследствие хронического обструктивного бронхита / С.С. Панина, А.В. Ипатов, Н.Ю. Сенкевич и др. // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. -М, 2002.-С. 139.

59. Петричко Т.А. Эффективность структурированной обучающей программы в профилактике осложнений артериальной гипертензии путем модификации факторов риска: Автореф. дис. . канд. мед. наук. -Хабаровск, 2002. 20с.

60. Плутенко Е.В. Образовательные программы в медицинской помощи детям с бронхиальной астмой (БА) / Е.В. Плутенко, Ю.В. Рябухин, А.А. Пунин // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб, 2003. - С. 168.

61. Потапова Н.Л. Качество жизни детей, больных бронхиальной астмой / Н.Л. Потапова, И.Н. Гаймоленко // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб, 2003. - С. 133.

62. Почивалов А.В. Роль образовательных программ в реабилитации детей с бронхолегочной патологией / А.В. Почивалов, Е.И. Погорелова, Е.Д. Черток // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. М, 2002. - С. 185.

63. Прахин Е. И. Роль образовательных программ для больных бронхиальной астмой в оптимизации антиастматической терапии \ Е.И. Прахин, С.В. Бычковская //Педиатрия. 1999. - № 4. - С. 87-90.

64. Провоторов В.М. Оценка психосоматических соотношений у больных бронхиальной астмой / В.М. Провоторов, А.В. Будневский, О.В. Вдовина// 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. - С. 133.

65. Скорая медицинская помощь как критерий оценки эффективности антиастматической программы / А. А. Пунин, В.И. Старовойтов, С.В. Ковалева и др. // Пульмонология. 2003. - № 6. - С. 70-74.

66. Пьянков В.А. Качество жизни больных бронхоэктатической болезнью / В.А. Пьянков, Н.К. Вознесенский, Ю.К. Чуясова // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. -М., 2002. С. 139.

67. Пьянкова Е.Ю. Эффективность обучения больных сахарным диабетом 2 типа в амулаторно-поликлинических условиях (влияние на факторы риска сердечно- сосудистых заболеваний и качество жизни): Автореф. дис. . канд. мед. наук. Хабаровск, 2002. - 22с.

68. Роль образовательных программ в улучшении качества жизни детей с бронхиальной астмой / В. А. Ревякина, И.И. Балаболкин, Н.И. Вознесенская и др. // Педиатрия. 1999. - № 6. - С. 86-87.

69. Образовательные программы для врачей и пациентов в Приморском крае/ А.Е. Регузова, Г.И. Цывкина, В.А. Алейникова и др. // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. -СПб, 2003.-С. 168.

70. Репкина Т. В. Школа для пациентов пожилого возраста с хронической сердечной недостаточностью / Т. В.Репкина, И.В. Осипова, И.И. Курбатова // I Общероссийский съезд «Сердечная недостаточность»: Сб. тезисов. М, 2004. - С.133.

71. Романцова Е.Б. Стратегия первичной профилактики бронхиальной астмы / Е.Б. Романцова, О. Б. Приходько, А. Ф. Бабцева // XI Российский

72. Бронхиальная астма. Руководство для врачей России. (Формулярная система) / А.Г. Чучалин, Б.Л. Медников, А.С. Белевский и др. // Пульмонология. 1999; Приложение. - 40с.

73. Рябухин Ю.В. Опыт работы астма-школы в г. Смоленск / Ю.В. Рябухин // Педиатрия. 2001. - № 5. С. 9.

74. Обучение больных бронхиальной астмой в астма-школе — дополнительный резерв по профилактике неотложных состояний на догоспитальном этапе / К.Н. Сеитнепесов, Д.М. Мурадов, Л.А. Сергеева и др. //Астма.-СПб., 2003.-С. 106.

75. Сенкевич Н.Ю. Качество жизни и кооперативность больных бронхиальной астмой: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. — М., 2000. — 32с.

76. Интерактивный метод обучения в астма-школе / Л.Н. Скучалина, Л.Н. Гавриш, В.А. Гришина и др. // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. М., 2002. - С. 186.

77. Смирнова Т.Г. Комплексная реабилитация больных бронхиальной астмой с использованием резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в условиях астма-школы: Автореф. дис. . канд. мед. наук. СПб,1996. — 19с.

78. Собченко С.А. Опыт работы "Школы для больных бронхиальной астмой"/ С.А. Собченко, О.В. Коровина // Пульмонология. 1991. - N 3.-С. 14-19.

79. Бронхиальная астма. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы. Совместный доклад NHLBI/WHO. Пересмотр 2002г. / Под ред. А.Г. Чучалина. — М.: Издательство «Атмосфера», 2002. 160с.

80. Соколов А.С. Биастен — комбинированный отечественный препарат для базисной терапии бронхиальной астмы / А.С. Соколов, Т.Н. Гаркавая // Пульмонология. 2003. - № 5. - С. 97-99.

81. Строк А. Б. Фармакоэкономика бронхиальной астмы / А.Б. Строк, Н.В. Воронина, Ю.Б. Белоусова // XI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Сб. тезисов. М., 2004. - С. 46.

82. Образовательная программа по бронхиальной астме для врачей первичного звена / Ю.А. Терещенко, JI.H. Тисленко, И.В. Демко и др. // 12 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. -М., 2002.-С. 186.

83. Качество жизни детей, больных муковисцидозом / JI.B. Ульянова, А.Ф. Неретина, JI.B. Овечкина и др. //13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. - С. 134.

84. Контроль бронхиальной астмы в амбулаторных условиях / JI.C. Федосеева, В.И. Купаев, Н.В. Буцык и др. // Пульмонология. 2002. - №5.-С. 72-76.

85. Отношение к болезни и качество жизни больных ревматоидным артритом / О.П. Фомина, Ю.С. Ландышев, М.В. Погребная // XI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Сб. тезисов. -М., 2004. С. 381.

86. Фролова О.В. Обучение и амбулаторное наблюдение больных с хронической сердечной недостаточностью / О.В. Фролова,

87. Е.И. Тарловская, А.К. Тарловский // I Общероссийский съезд «Сердечная недостаточность»: Сб. тезисов. М., 2004. - С.45.

88. Влияние «brittle» бронхиальной астмы на качество жизни больных / Ф.М. Ханова, Н.И. Ильина, Н.Ю. Сенкевич и др. // Аллергология. 2002.4. С. 4-8.

89. Хасанова Р.Б. Результаты работы астма-школы в городе Перми / Р.Б. Хасанова, М.В. Суворовцева // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. - С. 170.

90. Хасанова Р.Б. Влияние астма-школы на качество жизни больных бронхиальной астмой / Р.Б. Хасанова, М.В. Суровцева // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. — СПб., 2003.-С. 134.

91. Опыт работы астма-школы пульмонологического отделения / Н.Н. Хомяков, А.К. Бейфус, А.И. Иванов и др. // 13 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: Сб. резюме. СПб., 2003. -С. 171.

92. Черейская Н.К. Болезни органов дыхания: руководство для врачей / Под редакцией Н.Р. Палеева. -М: Медицина, 2000. С.459-473.

93. Численность населения Амурской области на 1 января 2004 года по городам, районам и поселкам городского типа: Стат. сб. / Амурский облкомстат. Благовещенск, - 2004. - 15с.

94. Факторы, влияющие на качество жизни больных с бронхиальной астмой / А.Г. Чучалин, А.С. Белевский, И.В. Смоленов и др. // Пульмонология. 2004. - № 1. - С. 67-83.

95. Качество жизни у больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких / Под ред. А.Г. Чучалина -М: Издательство «Атмосфера», 2004. 256с.

96. Качество жизни детей с бронхиальной астмой в России: результаты многоцентрового популяционного исследования / Чучалин А.Г., Белевский А.С., Смоленов И.В. и др. // Аллергология. 2003. - № 3. -С. 3-7.

97. Чучалин А.Г. Фармакотерапия бронхиальной астмы с точки зрения медицины, основанной на доказательствах / А.Г. Чучалин, А.Н. Цой, В.В. Архипов // Тер. арх. 2003. - № 3. - С. 73-76.

98. Шапорова H.JI. Бронхиальная астма тяжелого течения: особенности патогенеза и лечения / H.JT. Шапорова, М.А. Петрова, В.И. Трофимов // Пульмонология. 2003. - № 6. - С. 108-112.

99. Фармакоэкономический анализ лечения обострения бронхиальной астмы в стационаре / А.П. Швырдев, Л.Б. Крюкова, О.А. Жданова и др. // XI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Сб. тезисов. -М., 2004. С. 731.

100. Adams R.J. Validity of a modified version of the Marks Asthma Quality of Life Questionnaire / R.J. Adams, R.E. Ruffin, B.J. Smith // J. Asthma. -2000.- Vol. 37.-N2.-P. 131-143.

101. Andres Jacome J. Prospective study about the impact of a community pharmaceutical care service in patients with asthma / J. A. Jacome, A. I. Garcia // Rev. Esp. Salud. Publica. 2003. - Vol. 77. -N 3. - P. 393-403.

102. Budesonide turbuhaler delivered once daily improves health-related quality of life in adult patients with non-steroid-dependent asthma / C. Banov, W.C. Howland 3rd, W.R. Lumry et al // Allergy Asthma Proc. 2003. - Vol. 24.-N2. - P. 129-136.

103. Barnes P.J. Clinical outcome of adding long-acting beta-agonists to inhaled corticosteroids // Respir. Med. 2001. - Vol. 95. - P. 12-16.

104. Features of patients with bronchial asthma seen at the emergency department of a referral hospital in a semirural area / E. Barreiro, M. Rubio, F. Felisart et al // Arch. Bronconeumol. 2000. - Vol. 36. -N 4. - P. 172-179.

105. Asthma education tailored to individual patient needs can optimise partnerships in asthma self-management / Bart P. A. Thoonen, T.R. Schermer, M. Jansen et al // Patient Education and Counseling. 2002. - Vol. 47. -P. 355-360.

106. Watch, Discover, Think and Act: evaluation of computer-assisted instruction to improve asthma self-management in inner-city children / L.K. Bartholomew, R.S. Gold, G.S. Parcel et al // Patient. Educ. Couns. -2000. Vol. 39 . - P. 269-280.

107. Watch, Discover, Think, and Act: a model for patient education program development / L.K. Bartholomew, R. Shegog, G.S. Parcel et al // Patient. Educ. Couns. 2000. - Vol. 39 . - P. 253-268.

108. What determines knowledge of asthma among young people and their families? / C. Barton, M. Abramson, R. Aroni et al // J. Asthma. 2002. - Vol. 39. -N 8. - P. 701-709.

109. Bateman E.D. Achieving guideline-based asthma control: does the patient benefit? / E.D. Bateman, L.F. Frith, G.L. Braunstein // Eur. Respir. J. -2002. Vol. 20. - N 3. - P. 588-595.

110. A new tool for monitoring asthma outcomes: the ITG Asthma Short Form / M.S. Bayliss, D.M. Espindle, D. Buchner et al // Qual. Life Res. -2000.-Vol. 9. N 4. - P. 451-466.

111. Berg J. Evaluation of an educational program for adolescents with asthma / J. Berg, M.J. Tichacek, R. Theodorakis // J. Sch. Nurs. 2004. -Vol. 20.-N 1. - P. 29-35.

112. British guideline on management of asthma. British Thoracic Society and Scottish Intercollegiate Guidelines Network. // Thorax. 2003. - Vol. 58. -P. 91-94.

113. Long-term changes in adult asthma prevalence / J. Brogger, P. Bakke, G.E. Eide et al // Eur. Respir. J. 2003. - Vol. 21. - N 3. - P. 468-472.

114. The use of degrees of certainty to evaluate knowledge / D. Bruttomesso, R. Gagnayre, D. Leclercq et al // Patient. Educ. Couns. 2003. - Vol. 51. — N 1. - P. 29-37.

115. The anti-IgE antibody omalizumab improves asthma-related quality of life in patients with allergic asthma / R. Buhl, G. Hanf, M. Soler et al // Eur. Respir. J. 2002. - Vol. 20. - N 5. - P. 1088-1094.

116. The anti-IgE antibody omalizumab improves asthma-related quality of life in patients with allergic asthma / R. Buhl, G. Hanf, M. Soler et al // Eur. Respir. J. -2002. Vol. 20. -N 5. - P. 1088-1094.

117. Cabana M.D. Why don't physicians follow clinical practice guidelines? A framework for improvement / M.D. Cabana, C.S. Rand, N.R. Power // JAMA.- 1999.-Vol. 282.-P. 1458-1465.

118. Caplin D.L. A self-management program for adult asthma / D.L. Caplin, T.L. Creer//J. Asthma. 2001. - Vol. 38. -N 4. - P. 343-356.

119. Does electronic implementation of questionnaires used in asthma alter responses compared to paper implementation? / J.J. Caro Sr, I. Caro, J. Caro et al//Qual. Life Res. 2001.-Vol. 10.-N 8. - P. 683-691.

120. Asthma intervention program prevents readmissions in high healthcare users / M. Castro, N.A. Zimmermann, S. Crocker et al // Am. J. Respir. Crit. Care. Med. 2003. - Vol. 168. -N 9. - P. 1095-9.

121. Cegala D.J. The effects of communication skills training on patient's participation during medical interviews / D.J. Cegala, L. McClure, T.M. Marinelli // Patient. Educ. Couns. 2000. -Vol. 41. - P. 209 - 222.

122. Effects of a self-management asthma educational program in Taiwan based on precede-proceed model for parents with asthmatic children / L.C. Chiang, J.L. Huang, K.W. Yeh et al // J. Asthma. 2004. - Vol. 41. -N2. - P. 205-215.

123. Clark N.M. Health education and health promotion / N.M. Clark, M.H. Becker // W. Ed. by Schottenfeld D. Fraumeni. J. Cancer epidemiology and prevention.-N. York - 1996.-P. 1410-1421.

124. Clark N.M. A model of self-regulation for control of chronic disease / N.M. Clark, M. Gong, // Health Educ. Behav. 2001. - Vol. 28. - P. 769-782.

125. Clark N.M. Long-term effects of asthma education for physicians on patient satisfaction and use of health services / N.M. Clark, M. Gong, M.A. Schork // Eur. Respir. J. 2000. - Vol. 16. - P. 15 - 21.

126. Clark N.M. Changes in functional health status of older women with heart disease: evaluation of a program based on self-regulation / N.M. Clark, N.K. Janz, J.A. Dodge // J. Gerontol. 2000. - Vol. 55. - P. 117-126.

127. Clark N.M. Strengthening asthma education to enhance disease control / N.M. Clark, M.R. Partridge // Chest. 2002. - Vol. 121. - N 5. - P. 1661 - 1669.

128. Evaluation of two different educational interventions for adult patients consulting with an acute asthma exacerbation / J. Cote, D.M. Bowie, P. Robichaud et al // Am. J. Respir. Crit. Care Med. -2001. Vol. 163. - N 6. -P. 1415-1419.

129. Education and self-management: a one-year randomized trial in stable adult asthmatic patients / F. Couturaud, A. Proust, I. Frachon et al // J. Asthma. 2002. - Vol. 39. - N 6. - P. 493-500.

130. Dhein Y. Evaluation of a structured education programme for patients with COPD under outpatient conditions a pilot study / Y. Dhein, C. Munks-Lederer, H. Worth // Pneumologie. - 2003. - Vol. 57. - N 10. - P. 591-597.

131. Consistency of care with national guidelines for children with asthma in managed care / G.B. Diette, E.A. Skinner, L.E. Markson et al. // J. Pediatr. -2001.-Vol. 138.-P. 59-64.

132. Methods of assessment quality of life / C.F. Donner, M. Corone, G. Bertolotti et al // Eur.Respir. Rev. 1997. - Vol. 7. - P. 43-45.

133. Effect of computerised evidence based guidelines on management of asthma and angina in adults in primary care: cluster randomised controlled trial/ M. Eccles, E. McColl, N. Steen et al // BMJ. 2002. - Vol. 325. -N7370.-P. 941 -941.

134. Ehrs P.O. Quality of life in primary care asthma / P.O. Ehrs, H. Aberg, K. Larsson//Respir. Med.-2001.-Vol. 95.-N 1. P. 22-30.

135. Engel G.E. The clinical application of the biopsychosocial model // Am. J. Psychiatry. 1980. - Vol. 137. - P. 535-543.

136. Relationship between patient and disease characteristics, and health-related quality of life in adults with asthma / S.R. Erickson, R.D. Christian Jr., D.M. Kirking et al // Respir. Med. 2002. - Vol. 96. - N 6. - P. 450-460.

137. Educational program for asthmatic children and teenagers and their parents / O. D.Fabre, C. R. Andina, P. M. Gonzalez et al // Rev. Alerg. Мех. -2004. Vol. 37. - No 2. - Vol. 51. -N 1. - P. 2-8.

138. Omalizumab improves asthma-related quality of life in patients with severe allergic asthma / A. Finn, G. Gross, J. van Bavel et al // J. Allergy Clin. Immunol. 2003. - Vol. 111. - N 2. - P. 278-284.

139. Asthma education the patient's response. The results of an automated analysis of an interview / J. Foucaud, M. Koleck, O. Laugt et al // Rev. Mai. Respir. - 2004. - Vol. 21. -N 1. - P. 43-51.

140. Gallefoss F. Cost effectiveness of self management in asthmatics: a one year follow up randomised, controlled trial / F. Gallefoss, P.S. Bakke // Eur. Respir. J. 2001. - Vol. 17 . - P. 206-13.

141. Garratt A.M. Patient-assessed measures of health outcome in asthma: a comparison of four approaches / A.M. Garratt, A. Hutchinson, I. Russell // Respir. Med. 2000. - Vol. 94. -N 6. - P. 597-606.

142. Prospective controlled evaluation of the effect of a community based asthma education centre in a multiracial working class neighbourhood / Garrett J., Fenwick J.M., Taylor G. et al // Thorax. 1994. - Vol. 49. - P. 976-983

143. Gibson P.G. Written action plans for asthma: an evidence based review of the key components. / P.G. Gibson, H. Powell // Thorax. 2004. - Vol. 59. -P. 94-99.

144. Self-management education and regular practitioner review for adults with asthma / P.G. Gibson, H. Powell, J.Coughlan et al // Cochrane Database Syst. Rev. 2003. - (1): CD001117.

145. Limited (information only) patient education programs for adults with asthma / P.G. Gibson, H. Powell, J. Coughlan et al // Cochrane Database Syst. Rev. 2002. - (2): CD001005.

146. Global strategy for asthma management and prevention. National Institutes of Health, National Heart, Lung and Blood Institute (NHLBI). NIHpublication no 023659. NHLBI / WHO Workshop Report. Bethesda, MD: NHLBI. - 1995. - (revised 2002).

147. Multimodal patient education program with stress management for childhood and adolescent asthma / P. Hampel, H. Rudolph, R. Stachow et al // Patient. Educ. Couns. 2003. - Vol. 49. -N 1. - P. 59-66.

148. Harris L. Asthma education for middle school students and staff // J. Sch. Nurs. 2002. - Vol. 18.-N2.-P. 117-21.

149. Stepping down inhaled corticosteroids in asthma: randomised control trial / G. Hawkins, A.D. McMahon, S. Twaddle et al // BMJ. 2003. -Vol. 326.-P. 1115.

150. Relations among asthma knowledge, treatment adherence, and outcome / J. Ho, B.G. Bender, L.A. Gavin et al // J. Allergy Clin. Immunol. 2003-Vol. 111.-N3.-P. 498-502.

151. Outcomes of asthma education: results of a multisite evaluation / W.M. Hopman, N. Garvey, J. Olajos-Clow et al // Can. Respir. J. 2004. - Vol. 11.-N4.-P. 291-297.

152. Hussein S. Perceptions of asthma in South Asians and their views on educational materials and self-management plans: a qualitative study / S. Hussein, M. Partridge // Patient. Educ. Couns. 2002. - Vol. 48. - N 2. -P. 189-194.

153. Benefits at 3 yrs of an asthma education programme coupled with regular reinforcement / J.M. Ignacio-Garcia, M. Pinto-Tenorio, M.J. Chocron-Giraldez et al // Eur. Respir. J. 2002. - Vol. 20. - N 5. - P. 1095 -101.

154. Effects of individual self-management education on clinical, biological, and adherence outcomes in asthma / S.L. Janson, J.V. Fahy, J.K. Covington et al // Am. J. Med. 2003. - Vol. 115. - N 8. - P. 620-626.

155. Jones A. Qualitative study of use of health professionals and patients on guided self management plans for asthma / A. Jones, R. Pill, S. Adams // BMJ. 2000.-Vol. 321.-P. 1507-1510.

156. Evaluation of impairment of health related quality of life in asthma: development of a questionnary for use in clinical trials / E.F. Juniper, G.H. Guyatt, R.S. Epstein et al // Thorax. 1992. - Vol. 47. -N 6. - P. 76-83.

157. Measuring health-related quality of life in adults during an acute asthma exacerbation / E.F. Juniper, K. Svensson, A.C. Mork et al // Chest. 2004. -Vol. 125.-Nl.-P. 93-97.

158. Relationship between quality of life and clinical status in asthma: a factor analysis / E.F. Juniper, M.E. Wisniewski, F.M. Cox et al // Eur. Respir. J. 2004. - Vol. 23. -N 2. - P. 287-291.

159. Karnofsky D.A. The clinical evaluation of chemotherapeutic agents in Cancer / D.A. Karnofsky, J.H Burchenal. // In: Maclead CM (ed). Evaluation of chemotherapeutic agents. Columbia University Press. - 1947. - P. 67-82.

160. Long-term economic evaluation of intensive patient education during the first treatment year in newly diagnosed adult asthma / R. Kauppinen, V. Vilkka, H. Sintonen et al // Respir. Med. 2001. -Vol. 95. -N 1. - P. 56-63.

161. Fluticasone propionate versus zafirlukast: effect in patients previously receiving inhaled corticosteroid therapy / K.T. Kim, E.J. Ginchansky, B.F. Friedman et al // Ann. Allergy Asthma Immunol. 2000. Vol. 85. - N 5. -P. 398-406.

162. Patient acceptance of educational voice messages: a review of controlled clinical studies / S. Krishna, E.A. Balas, S.A. Boren et al // Methods Inf. Med2002. Vol. 41. - P. 360 -369.

163. Internet-enabled interactive multimedia asthma education program: a randomized trial / S. Krishna, B.D. Francisco, E.A. Balas et al // Pediatrics.2003. Vol. 111. - N 3. - P. 503-510.

164. Long-term deterioration of lung function in asthmatic outpatients / M. Kupczyk, I. Kuprys, P. Gorski et al // Respiration. 2004. - Vol. 71. -N3.-P. 233-240.

165. Lacasse Y. A new standardised and self-administered quality of life questionnaire specific to obstructive sleep apnoea / Y. Lacasse, M.P. Bureau, F. Series // Thorax. 2004. - Vol. 59. - N 6. - P. 494 - 499.

166. Lopez-Vina A. Influence of peak expiratory flow monitoring on an asthma self-management education programme / A. Lopez-Vina, E. del Castillo-Arevalo // Respir. Med. 2000. - Vol. 94. - N 8. - P. 760-466.

167. Two-year results from the asthma self-management program: long-term impact on health care services, costs, functional status, and productivity / D.O. Lucas, L.O. Zimmer, J.E. Paul et al // J. Asthma. 2001. - Vol. 38. -N4.-P. 321-330.

168. Lyseng-Williamson K.A. Inhaled salmeterol/fluticasone propionate combination: a pharmacoeconomic review of its use in the management of asthma / K.A. Lyseng-Williamson, G.L. Plosker // Pharmacoeconomics. -2003.-Vol. 21.-N 13.-P. 951-989.

169. Mancuso C.A. Different methods to assess quality of life from multiple • follow-ups in a longitudinal asthma study / C.A. Mancuso, M.G. Peterson //

170. J. Clin. Epidemiol. 2004. - Vol. 57. -N 1. - P. 45-54.

171. Mancuso C.A. Comparing discriminative validity between a disease-specific and a general health scale in patients with moderate asthma / C.A. Mancuso, M.G. Peterson, M.E. Charlson // J. Clin.Epidemiol. 2001. -Vol. 54.-N3.- P. 263-274.

172. Sahaja yoga in the management of moderate to severe asthma: a randomised controlled trial / R. Manocha, G.B. Marks, P. Kenchington et al // Thorax. 2002.-Vol. 57.-N 2. - P. 110-115.

173. Short-term effectiveness of an asthma educational program: results of a randomized controlled trial / A. Marabini, G. Brugnami, F. Curradi et al // Respir. Med. 2002. - Vol. 96. - N 12. - P. 993-998.

174. Marks G.B. Prehospital management of exacerbations of asthma: relation to patient and disease characteristics / G.B. Marks, W. Heslop, D.H. Yates //Respirology. 2000. - Vol. 5. -N 1. - P. 45-50.

175. Asthma camp. Quality of life questionnaires / M.A. Martin Iglesias, M. Diaz Jara, L. Zapatero Remon et al // Allergol. Immunopathol. (Madr). -2003. Vol. 31. -N 4. - P. 231-235.

176. Comparison of two models of education for asthmatic patients / P. Martin Olmedo, A. Leon Jimenez, E. Benitez Rodrigueza et al // Med. Clin. (Bare). -2001.-Vol. 116.-N 11. P. 408-12.

177. McDermott M.F. The Chicago Emergency Department Asthma Collaborative / M.F. McDermott, J. Walter, C. Catrambone // Chest. 1999. -Vol. 116.-P. 196-197

178. Mellins R.B. Developing and communicating a long-term treatment plan for asthma / R.B. Mellins, D. Evans, N. Clark // Am. Fam. Physician. 2000. -Vol. 61. - P. 2419 - 2428, 2433 - 2434.

179. Evaluation of asthma knowledge and quality of life in Hungarian asthmatics / A. Meszaros, M. Orosz, P. Magyar et al // Allergy. 2003. - Vol. 58. -N 7. - P. 624-8.

180. Characteristics and correlates of asthma knowledge among emergency department users in Harlem / I.H. Meyer, P. Sternfels, J.K. Fagan et al // J. Asthma. 2001. - Vol. 38. - N 7. - P. 531-539.

181. Morice A.H. The role of the asthma nurse in treatment compliance and self-management following hospital admission / A.H. Morice, C. Wrench // Respir. Med.-2001.-Vol. 95.-N 11.-P. 851-856.

182. In-patient asthma education and self-management training in clinical practice a national survey in Germany / S. Muhlig, H. Rinne, F. Mehren et al // Pneumologie. 2002. - Vol. 56. -N 3. - P. 167-75.

183. The effects of a pharmacy-based intervention on the knowledge and attitudes of asthma patients / U. Narhi, M. Airaksinen, P. Tanskanen et al // Patient. Educ. Couns. 2001.-Vol. 43.-N 2. - P. 171-177.

184. Improved ability to perform strenuous activities after treatment with fluticasone propionate/salmeterol combination in patients with persistent asthma / R.A. Nathan, P. Dorinsky, J.R. Rosenzweig et al // J. Asthma. 2003.-Vol. 40.-N7.- P. 815-822.

185. Validation of an asthma knowledge questionnaire / L. Nguyen, C. Raherison, M.C. Bozonnat et al // Rev. Mai. Respir. 2003.-Vol.20.-N6. - P. 871-880.

186. A comparison of two simple measures to evaluate the health status of asthmatics: the Asthma Bother Profile and the Airways Questionnaire 20 / K. Nishimura, T. Hajiro, T. Oga et al // J. Asthma. 2004. - Vol. 41. -P. 141146.

187. Asthma health status: influence of disease severity categorized by peak expiratory flow / O. Nishiyama, K. Kato, H. Kume et al // J. Asthma. 2003. -Vol. 40.-N3.-P. 281-287.

188. A comparison of the responsiveness of different generic health status measures in patients with asthma / T. Oga, K. Nishimura, M. Tsukino et al // Qual. Life Res. 2003. - Vol. 12. -N 5. - P. 555-563.

189. Comparison of the responsiveness of different disease-specific health status measures in patients with asthma / T. Oga, K. Nishimura, M. Tsukino et al // Chest. 2002. - Vol. 122. -N 4. - P. 1228-1233.

190. A randomised trial for self management planning for adult patients admitted to hospital with acute asthma / L.M. Osman, C. Callder, D.J. Godden et al // Thorax. 2002. - Vol. 57. - P. 869-874.

191. Partridge M.R. Written asthma action plans // Thorax. 2004. -Vol. 59.-N2.-P. 87- 88.

192. Patel K.K. A review of selected patient-generated outcome measures and their application in clinical trials / K.K. Patel, D.L. Veenstra, D.L. Patrick // Value Health. 2003. - Vol. 6. -N 5. - P. 595-603.

193. Peterson M.W. Asthma patient education: current utilization in pulmonary training programs / M.W. Peterson, L. Strommer-Pace, C. Dayton // J. Asthma. 2001. - Vol. 38. -N 3. - P. 261- 267.

194. Pinto Pereira L. Educational intervention for correct pressurised metered dose inhaler technique in Trinidadian patients with asthma / L. Pinto Pereira, Y. Clement, D. Simeon//Patient Educ. Couns. 2001. - Vol. 42. - P. 91-97.

195. Evaluation of an individualised asthma programme directed at behavioural change / C. Put, O. Van den Bergh, V. Lemaigre et al // Eur. Respir. J. 2003. - Vol. 21. -N 1. - P. 109-115.

196. Quality of Life and clinical symptoms in asthmatic subjects / G. Riccioni, N. D'Orazio, C. Di Ilio et al // J. Asthma. 2004. - Vol. 41. -N 1.- P. 85-89.

197. Bronchial hyperresponsiveness and quality of life in asthmatics / G. Riccioni, N. D'Orazio, C. Di Ilio et al // Respiration. 2003. - Vol. 70. -N 5. - P. 496-499.

198. Relationship between anxiety, depression, and morbidity in adult asthma patients / L.D. Rimington, D.H. Davies, D. Lowe et al // Thorax. 2001. -Vol. 56.-N4. - P. 266-271.

199. One-year safety and efficacy of budesonide/formoterol in a single inhaler (Symbicort Turbuhaler) for the treatment of asthma / L. Rosenhall, A. Elvstrand, B. Tilling et al // Respir. Med. 2003. - Vol. 97. - P. 702-708.

200. Improvement in health-related quality of life with fluticasone propionate compared with budesonide or beclomethasone dipropionate in adults with severe asthma / C. Rutherford, R. Mills, P.G. Gibson et al // Respirology. -2003. Vol. 8.-N3.-P. 371-375.

201. Impact of integrated asthma treatment on the patients' quality of life / A.A. Salazar Aguilar, A.I. Lopez Garcia, D. Paz Martinez et al // Rev. Alerg. Мех. 2003. - Vol. 50. -N 2. - P. 60-3.

202. Adaptation of the Asthma Quality of Life Questionnaire to a second language preserves its critical properties: the Spanish version / C. Sanjuas, J. Alonso, M. Ferrer et al // J. Clin. Epidemiol. 2001. - Vol. 54. - P. 182-189.

203. Health-related quality of life in asthma: a comparison between the St George's Respiratory Questionnaire and the Asthma Quality of Life Questionnaire / C. Sanjuas, J. Alonso, L. Prieto et al // Qual. Life Res. 2002.-Vol. 11.-N8.-P. 729-738.

204. Sawyer S.M. Action plans, self-monitoring and adherence: changing behaviour to promote better self-management // Med. J. Aust. 2002. -Vol. 16. - P. 72-74.

205. Scarfone R.J. Patient self-management of acute asthma: adherence to national guidelines a decade later / R.J. Scarfone, J.J. Zorc, G.A. Capraro // Pediatrics.-2001.-Vol. 108.-P. 1332-1338.

206. Schaffer S.D. Promoting adherence: effects of theory-based asthma education/ S.D. Schaffer, L. Tian // Clin. Nurs. Res. 2004. - Vol. 13. -N 1. - P. 69-89.

207. Scherer Y.K. Knowledge, attitudes, and self-efficacy and compliance with medical regimen, number of emergency department visits, and hospitalizations in adults with asthma/ Y.K. Scherer, S. Bruce// Heart. Lung-2001. Vol. 30. - N 4. - P. 250-257.

208. Randomized controlled economic evaluation of asthma self-management in primary health care / T.R. Schermer, B.P. Thoonen, G. van den Boom et al // Am. J. Respir. Crit. Care Med. - 2002,- Vol. 166. -N 8. - P. 1062-1072.

209. Sculpher M.J. Measuring costs and consequences in economic evaluation in asthma / M.J. Sculpher, M. Price // Respir. Med. 2003. -Vol. 97.-N5.-P. 508-520.

210. Results of an educational program for adults with asthma / N. Segura Mendez, G. Espinola Reyna, D. Juarez Morales et al // Rev. Alerg. Мех. -2001.-Vol. 48.-N6.-P. 152-155.

211. Results of an education program for adult asthmatics / N.H. Segura Mendez, D.T. Juarez Morales, J.J. Matta Campos et al // Rev. Alerg. Мех. -2001. Vol. 48. - N 2. - P. 42-44.

212. Selmer A.W. Evaluation of an educational program for adolescents with asthma / A.W. Selmer, H.V. Brataas, T.L. Holmen // Tidsskr. Nor. Laegeforen.-2004. Vol. 124.-N 1. - P. 40-41.

213. Effectiveness of a multicomponent self-management program in at-risk, school-aged children with asthma / R.S. Shames, P. Sharek, M. Mayer et al // Ann. Allergy. Asthma. Immunol. 2004. - Vol. 92. -N 6. - P. 611-618.

214. Impact of a Computer-assisted Education Program on Factors Related to Asthma Self-management Behavior / R. Shegog, L.K. Bartholomew, G.S. Parcel et al // J. Am. Med. Inform. Assoc. 2001. -Vol. 8.- N 1. - P. 49 -61.

215. A self administered tool for the evaluation of the efficacy of health educational interventions in cardiac patients / M. Sommaruga, G. Vidotto, G. Bertolotti et al // Monaldi. Arch. Chest. Dis. 2003. - Vol. 60. - N 1. -P. 7-15.

216. Health-related quality of life in asthma studies. Can we combine data from different countries? / E. Stahl, D.S. Postma, E.F. Juniper et al. // Pulm. Pharmacol. Ther. 2003. -Vol. 16.-N l.-P. 53-59.

217. Formoterol used as needed improves health-related quality of life in asthmatic patients uncontrolled with inhaled corticosteroids / E. Stahl,

218. D.S. Postma, K. Svensson et al // Respir. Med. 2003. - Vol. 97. - N 9. -P. 1061-1066.

219. Parental education and guided self-management of asthma and wheezing in the pre-school child: a randomised controlled trial / C.A. Stevens, L.J. Wesseldine, J.M. Couriel et al // Thorax. 2002. - Vol. 57. -N 1. - P. 39-44.

220. Validation of the English version of the Asthma Quality of Life Questionnaire in a multi-ethnic Asian populatio / W.C. Tan, J.W. Tan,

221. E.W. Wee et al//Qual. Life Res. 2004.- Vol. 13.-N 2. - P. 551-556.

222. The WHOQOL Group. The World Health Organization Quality of Life assessment (WHOQOL): position paper from the World Health Organization / The WHOQOL Group // Social science and medicine, 1995. Vol. 41. -P. 1403-1409.

223. The WHOQOL Group. What Quality of Life? / The WHOQOL Group // World Health Forum, 1996. Vol. 17. - N 4. - P. 354-356.

224. Willingness of patients to perform self-management of asthma and the role of inhaled steroids / B.P. Thoonen, T.R. Schermer, R.P. Akkermans et al // Scand. J. Prim. Health Care. 2002. - Vol. 20. -N 1. - P. 60-64.

225. Self-management of asthma in general practice, asthma control and quality of life: a randomised controlled trial / B.P. Thoonen, T.R. Schermer, G. Van Den Boom et al // Thorax. 2003. - Vol. 58. -N 1. - P. 30-36.

226. Thwaites R.M.A. Уменьшение бремени БА: улучшение качества жизни пациентов / R.M.A. Thwaites, M.S. Price // Пульмонология. 1998. -N3.-C. 19-23.

227. Assessing symptoms and peak expiratory flow rate as predictors of asthma exacerbations / W.M. Tierney, J.F. Roesner, R. Seshadri et al // J. Gen. Intern.Med.-2004.-Vol. 19.-N3. P. 237-242.

228. Tinkelman D. School-based asthma disease management / D. Tinkelman, A. Schwartz//J. Asthma. 2004. - Vol. 41. -N 4. - P. 455-462.

229. Toelle B.G. Written individualised management plans for asthma in children and adults / B.G. Toelle, F.S. Ram // Cochrane Database Syst. Rev. -2002.-(3): CD002171.

230. Assessment of the Asthma Quality of Life Questionnaire (AQLQ): Serbian translation / V. Tomic Spiric, M. Bogie, S. Jankovic et al // Croat. Med J. -2004.-Vol. 45.-N2. P. 188-194.

231. Trautner C. Cost-effectiveness of a structured treatment and teaching programme on asthma / C. Trautner, B. Richter, M. Berger // Eur. Respir. J. -1993.-Vol. 6.-N 10.-P. 1485-1491.

232. Bronchial asthma and self-management education: implementation of Guidelines by an interdisciplinary programme in health network / J.M. Tschopp, J.G. Frey, R. Pernet et al // Swiss Med. Wkly. 2002. -Vol. 132,-N7-8. - P. 92-97.

233. Ware J.E. The MOS 36-Item Short-Form Health Survey / J.E Ware, C. Sherbourne . // Med. Care. 1992. - N 30. - P. 473-483.

234. Weitzman M. Information technology and the future of child health care: a revolution is occurring / M. Weitzman, R.N. Shiffman // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2001. -Vol. 155. - P. 990 -991

235. Assessment quality of life in clinical trials of cardiovascular therapies / N.K. Wenger, M.E. Mattson, C.D. Furberg et al // Am. J. Cardiol. 1984. -Vol. 137.-P. 908-913.

236. Educational interventions for asthma in children / F.M. Wolf, J.P. Guevara, C.M. Grum et al // Cochrane Database Syst. Rev. 2003. - (1): CD000326.

237. Worth H. Effects of patient education in asthma and COPD—what is provable? // Med. Klin. (Munich). 2002. - Vol. 97. - P. 20-24.

238. Clinically important differences in health-related quality of life for patients with asthma: an expert consensus panel report / K.W. Wyrwich, H.S. Nelson, W.M. Tierney et al // Ann. Allergy. Asthma Immunol. 2003. -Vol. 91.-N2.-P. 148-153.

239. Wyrwich K.W. Using the standard error of measurement to identify important changes on the Asthma Quality of Life Questionnaire / K.W. Wyrwich, W.M. Tierney, F.D. Wolinsky // Qual. Life Res. 2002. -Vol. 11.-N 1. - P. 1-7.

240. The use of Juniper's asthma quality of life questionnaire in Chinese asthmatics / K.F. Xu, X.C. Luo, Y. Chen et al // Zhonghua Nei Ke Za Zhi. -2003.-Vol. 42.-N 11.-P. 760-763.

241. Usefulness of patient education and quality of life (QOL) evaluation in asthma patients / K. Yamaoka, E. Iguchi, S. Kubota et al // Arerugi. 2002. -Vol. 51.-N 12. - P. 1170-1176.

242. Effect of medical education on quality of life in adult asthma patients / M.L. Yang, C.H. Chiang, G. Yao et al // J. Formos. Med. Assoc. 2003. -Vol. 102.-Nil.-P. 768-774.

243. An in-school CD-ROM asthma education program / B.P. Yawn, P.J. Algatt-Bergstrom, R.A. Yawn et al // J. School Health. 2000. - Vol. 70. -N4.-P. 153- 159.

www.dissercat.com


Смотрите также