Непроизносимые согласные. Астма непроизносимая согласная


Непроизносимые согласные

В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед гласным звуком.

Например, вестник – известие, окрестность – перекресток, свистнуть – свистеть, свист, честный – с честью, яростный – яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце – солнечно, грустный – грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется – блестеть, плеснуть – плеск, лестница – лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес­ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

В устной разговорной речи есть такие слова, которые образованы от различных корневых основ, но совпадают по своему звучанию. При их правописании, когда непроизносимые согласные не слышны, но и неизвестно, есть ли они вообще, нужно учитывать контекст или словосочетание. Например, константа (неизменная величина) и констатация (констатация факта), искусный (умело приготовленный) – искусственный (ненатуральный), косный (отсталый) – костный (образовано от слова «кость»), шествовать (гордо идти) – шефствовать (патронировать).

Неодинаково пишутся и те слова, которые близки по звучанию, например, чувствовать (ощущать) – участвовать (быть в общем деле), экскаватор (землеройная техника) – эскалатор (двигающаяся лестница), яство (изысканная еда) – явственный (явный), ровесник (одинакового возраста) – сверстник (от древнерусского исчезнувшего слова «съвьрстьный»).

Богатый во всех смыслах русский язык наполнен и словами, в которых сочетаются не два, а несколько согласных звуков, один из которых не произносится, а значит, и не слышен. Это такие «хитренькие» совокупности букв, как «стн», «лнц», «здн», «вств», «рдц», «ндск», «нтск» в таких словах, как доблестный, солнце, поздний, здравствуйте, сердце, голландский, дилетантский.

Всем, кто хочет грамотно писать по-русски, нужно знать: есть три особенных слова – лестница, чувство и праздник, к которым невозможно отыскать проверочное родственное слово.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

- лесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

- празДник – это День раДости и поДарков;

- чуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

fb.ru

Задания

  1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Охарактеризуйте замеченные расхождения между написанием и произношением слов.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, адажио, новелла, поэтический, декаданс, деградация.

2. Какой звук — [е] или [о] — произносится под ударением в данных словах? Проверьте произношение по одному из орфоэпических словарей русского языка, изданных в последнее время.

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженство, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие.

3. Составьте предложения с приведенными словами и охарактеризуйте их сочетаемость.

Истекший — истёкший, сложенный — сложённый, погруженный — погружённый, крестный — крёстный, оглашенный — оглашённый, падеж — падёж, совершенный — совершённый.

4. Пользуясь орфоэпическим словарём, разделите слова на две группы в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного перед [е].

Интервидение, интервью, интернат, интернационал, интерпретация, интерьер, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.

5. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, адепт, аккордеон, анемия, анестезия, антисептика, апартеид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девальвация, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депозит, диспансер, кодекс, компетентный, компьютер, кофе, кафе, купейный, лидер, менеджер, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, стратегия, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, юриспруденция.

6. Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:

а) слова, в которых произносится [чн];

б) слова, в которых произносится [шн];

в) слова, допускающие оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, нарочно, очечник, порядочный, пустячный, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

7. Прочитайте слова с сочетаниями согласных. Охарактеризуйте расхождения между написанием и произношением слов.

Безжалостный, бесшумный, визжать, влезший, дрожжи, жужжать, заносчивый, зодчий, изжариться, изжелта-зеленый, отцепиться, подписчик, расчистить, расщепить, сжечь, сзади.

8. Определите, в каких словах есть непроизносимые согласные.

Астма, волюнтаристский, гигантский, заводской, крестник, лаборантка, предпраздничный, прихвастнуть, совестливый, солнце, студентка, тростник, уместный, частник, чувствовать, шестнадцать.

9. Вставьте пропущенные гласные.

Пл_тишь, упл_чено, запл_чено, недопл_тит, перепл_ченный, припл_ченный, од_лживать, отср_чивать, присв_ивать, приур_чивать, обусл_вливать.

10. Прочтите слова, обратив внимание на их правильное произношение. В случае необходимости обращайтесь к словарю.

Беспрецедентный, инцидент, пощёчина, поскользнуться, дерматин, желатин, дикобраз, почерк, кондоминиум, компетентный, эскорт, компрометировать.

11. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов.

Скурпулёзный, архирей, юрист-консульт, экскалация, комфорка, мукулатура, тубаретка.

12. Поставьте ударение в словах. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

Апокалипсис, арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, фортель, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, иконопись, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор.

  1. Определите с помощью словаря значения слов, поставьте в них ударение. Сравните ударение в анализируемых словах с ударением в тех словах, от которых они произошли.

Благовест, вечеря, духовник, сегмент, мизантроп, еретик, знамение, молох, послушник, пасквиль, генезис, догмат, менеджер, фетиш, факсимиле, феномен, филантропия.

  1. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения.

Атлас, видение, кирка, ирис, безобразный, клубы, орган, ледник, характерный, острота, магистерский, языковая.

studfiles.net

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с'н'] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.             Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник – весть

грустный – грусть

В этих словах ясно слышится звук [т'] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие

грустный – грустит

В этих словах ясно слышится звук [т'], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

согласный звук ясно слышится на конце слова;

согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с'н']ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с'н'].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з'н']ий, пра[з'н']ик, прока[з'н']ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

На месте звуков [зн], [з'н'] могут быть буквы зн, здн.

[00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з'н']?]  

Рис. 3. Образец

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

(см. Рис. 4).

Рис.4. Образец

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Рис. 6. Солнце и сердце

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с'н'], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) радость

несчастный – (что?) несчастье

прелестный – (что?) прелесть

ненастный – (что?) ненастье

бескорыстный – (что?) корысть

доблестный – (что?) доблесть

честный – (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный – (каков?) вкусен

гласный – (что?) глас

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

небесный – (что?) небеса

чудесный – (что?) чудеса

прекрасный – (каков?) прекрасен

ужасный – (каков?) ужасен

напрасный – (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л'эс'н'ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м'эсный'] – местный 6 звуков, 7 букв [св'эрсн'ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место.

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

    Необычная операция.

    Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

    Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

    В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

  2. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

    Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …
  3. Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

    1. Л.стопа., л.стопа.,

    Утопает в листьях са.,

    Листья гру[   ]о ш.лестят. (А. Барто)

    2. День с утра ст.ял нена[   ]ый, Лужи серые везде.

    Так и быть, зв.рёк несча[   ]ый, Пом.гу твоей беде!

    (Е. Благинина)

    3. Вместе с Юрой на разве.ку

    Мы приходим в этот двор.

    Красят ле[   ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

    (А. Барто)

    4. Нар.дилась и рябинка

    В белый пра[   ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

    5. К.тята за к.пустой

    Х.дили в ог.род.

    Там у к.пу[   ]ых грядок

    Им повстр.чался крот.

    (И. Токмакова)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).

interneturok.ru


Смотрите также